Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Специфика семейного воспитания имеет следующие особенности:
эмоциональный характер семейного воспитания, который основывается на родственных чувствах;
воспитательные воздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самых разнообразных жизненных ситуациях, что обеспечивает глубину влияния на ребенка;
именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия;
в семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию;
семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребенок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат (систематическое подавление одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов);
опека (сверхудовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от любых трудностей);
невмешательство (признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей)
сотрудничество (опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями)
Семья оказывает ключевую роль на развитие личности ребенка, и при наличии определенных "декомпенсированных" стилей воспитания возникает плацдарм для возникновения и прогрессирования таких состояний личности как тревожность, демонстративность, уход от реальности, эгоцентризм и т.д.
В семьях детей с высокой тревожностью и низкой адаптированностью наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка. В семьях детей с низкой тревожностью и высоким уровнем адаптированности напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка.
Взаимодействие гнева и отвращения
Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвращение может приводить к вредным и опасным последствиям. В этом случае у человека вместо стремления изб ...
Структура сознания человека
Даже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение. Прежде всего самоочевидно, что картина мира, в которой человек может дать себе отчет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувственные впечатления, чувственные образы — чувственную ткань
.
Эта ткань и образует чувственный состав кон ...
Формирование общественной
направленности личности
Известно, что потребность быть взрослым является основной потребностью подростка, поэтому он прежде всего стремится освоить те нормы поведения, которые в его сознании связаны со взрослым поведением. Причем в большей степени он будет «считывать» реально действующие нормы, чем пропагандируемые или институциональные.
Стремление к независи ...
Разделы