Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.
1. Классификации методов по Й.Шванцаре
Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);
2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. по психической активности испытуемых:
¾интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
¾экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
¾проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;
¾исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
2. по назначению:
¾общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);
¾тесты профессиональной пригодности;
¾тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
¾тесты достижений;
3. по материалу, которым оперирует испытуемый:
¾бланковые;
¾предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
¾аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
5. по форме ответа: устные и письменные;
6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:
1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:
¾объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);
¾стандартизованные самоотчеты:
§ тесты-опросники, открытые опросники;
§ шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация;
§ индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток;
§ проективные техники;
§ диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);
2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.
ОБЪЕКТИВНЫЕ |
ДИАЛОГИЧЕСКИЕ |
тесты многие опросники шкальные техники |
беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики |
Стресс (определение, стадии, развития, физиологические реакции человека, причины
возникновения, последствия, способы выхода из стресса)
Стресс - состояние "напряжение", возникающая у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс является специфической защитной реакцией организма на всё что угодно. Избавится от стрессового состояния очень трудно.
Стадии стресс: Мобилизация защитных сил; Приспособление; Истощение.
Физиологические реакции человека:
апатия ...
Результаты воздействия массовых коммуникаций
По мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание[3]: поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, позн ...
Роль родителей в развитии ребенка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но т ...
Разделы