Понятие коллектива
Страница 1

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельнос­ти. Эта общность обладает рядом существенных призна­ков:

— внутренней организацией, которая состоит из ор­ганов управления, социального контроля и санкций;

— групповыми ценностями, на основе которых раз­вивается социальное чувство общности, выражае­мое словом «мы», а также формируется обществен­ное мнение группы;

— собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;

— групповым давлением, т. е. воздействием на пове­дение членов группы;

— общими целями и задачами деятельности;

— стремлением к устойчивости благодаря механиз­мам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;

— закреплением традиций, символики (знаки, одеж­да, флаги и т. д.).

Классификация групп, степени их развития и группо­вой работоспособности приведены на блок-схемах 1 и 2.

Как во всем обществе в целом, так и в отдельных орга­низациях социально изолированный индивидуум встре­чается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу, он сразу же начинает заводить знакомых и дру­зей обычно из числа тех, с кем он вместе работает боль­шую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение инди­видуумов в таких группах обычно претерпевает суще­ственные изменения под влиянием коллектива[1, c. 312].

Каждое из самых малочисленных подразделений орга­низации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя (которого мы называем главой подразделения), причем все они выпол­няют аналогичные или сходные функции или все работа­ют ради выполнения одной задачи.

Руководители подразделений играют важную роль в такой организационной системе. Основная часть взаимо­отношений между широко разбросанными подразделени­ями организации и между руководителями «высших» уровней и руководителями или сотрудниками, находящи­мися на «более низких» уровнях, осуществляется опос­редованно, при этом главы различных подразделений организации служат связующими звеньями цепи. Назо­вем эту группу руководящим аппаратом организации.

Поступив в организацию, человек вскоре обнаружи­вает, что с одними людьми он работает гораздо больше, чем с другими. Если бы он составил схему своих контак­тов с сослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменную по составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, еще одну, более многочисленную группу людей, с кем у него никогда не было контактов и о ком он лишь слышал тем или иным образом.

Немногочисленная группа людей, которые каждоднев­но работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обыч­но по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опа­сениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Между членами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальных групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простира­ются на всю их социальную жизнь далеко за пределы орга­низации. Отдельные члены группы обычно отождествля­ют себя со своей группой, так что они исповедуют ценно­сти, принятые в группе, как свои собственные. Группа I становится неким продолжением самого индивидуума. В I группе складывается представление о том, что есть пра-I вильное поведение ее членов.

Когда индивидуум приходит в организацию и если он " не отождествляет себя с той рабочей группой, в которой оказался, не принимает дисциплину группы, то он так и останется посторонним и будет окружен атмосферой враж­дебности или, по меньшей мере, безразличия[4, c. 126].

Страницы: 1 2


Эго
Эго («Я») – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид. Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье ...

Особенности исследования межличностных отношений
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных ...

Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи
Согласно мнению П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды памяти, как генетически различные «уровни»: моторная память в виде двигательных условных рефлексов характерна для первого месяца ...