Анализ перспектив семьи и семейно-брачных отношений предполагает выявление тенденций и противоречий в существующей практике брачного, супружеского, репродуктивного, родительского, родственного поведения.
Любое развивающееся явление представляет собой единство двух противоположностей, взаимодействие которых через стадии тождества, существенных различий, конфликта и гармонии является источником самодвижения и самообновления.
В кризисно - реформируемом социуме неизбежен структурный кризис ценностей. Под общечеловеческими ценностями подразумеваются свобода выбора индивидом стиля частной жизни и максимальная автономия брачно-семейного поведения по отношению к государственным, религиозным или общественным (моральным) нормам контроля. При этом качественно иной становится роль имиджа семьи. На уровне малой социальной группы (семьи) можно наблюдать изменения в представлениях людей об одобряемых и осуждаемых нормах поведения. Общественность становится более либеральной по отношению к проявлениям свободы в личной жизни, что влечет изменения в представлениях людей о положительном и отрицательном имидже семьи.
Учитывая особенность современного состояния социума, его балансирование на грани хаоса и порядка, необходимо воспользоваться синергетическим методом и проанализировать структуру ценностей, соотнеся их с теорией бифуркации (раздвоение, разделение, разветвление) и аттракторов (особые точки).
Аттракторы выступают в роли сдерживающих факторов, удерживающих людей в рамках пристойности, и одновременно являются базовыми ценностями, традиционными для российского народа, а по большому счету - сохранять этнос.
Изменение семьи как малой социальной группы знаменует собой эволюцию супружества и качественное изменение социально-нравственной основы семьи, сопровождающееся смещением традиционных ценностей.
В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступать в повторные браки. Эволюция отношений между полами привела к иным морально - нравственным изменениям. Во всем мире распространены браки, свободные от социальных обязательств, растут добрачные и внебрачные связи. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию нравственных общечеловеческих ценностей. Изменения в обществе требуют пересмотра некоторых позиций и норм, действующих в прежней семье.
В современном обществе отмечают две параллельные модели семьи - традиционную и либеральную. Либеральная модель семьи демонстрирует варианты отхода от традиционной моногамии. Самое распространенное проявление либеральной модели - фактический брак (сожительство). Следующим явлением считается повторный брак.
При этом взаимные требования супругов сохраняют традиционный характер. Набор качеств достойного и одобряемого мужа наиболее часто совпадает с аналогичными качествами жены. Среди них особое значение придается эмоционально-духовным характеристикам, таким, как любовь, взаимопонимание, уважение.
Традиционная модель семьи строится на основе не совместного выполнения супругами одних и тех же функций, а разделения сфер влияния и взаимовыполнения ролей. Хорошая жена - это в первую очередь умелая хозяйка дома (аналогичное требование к мужу не предъявляется). Качеству мужа, противостоящему женскому умению вести домашнее хозяйство, соответствует роль кормильца семьи (к женщинам данное требование вообще не предъявлялось, несмотря на то, что в подавляющем большинстве семей работающая женщина вносит весомый вклад в семейный бюджет).
Сложившиеся в сознании людей стереотипные образы мужа и жены непоследовательны и противоречивы: они представляют конгломерат традиционных и демократических взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению.
Динамика социально-нравственных установок россиян не миновала и половую мораль. Смягчение моральных норм, регулирующих сексуальное поведение, - очевидный факт.
Смягчаются различия в оценке поведения полов. Что в данном случае существенно отличается от традиционной половой морали, в соответствии с которой единственно возможным для женщины считались сексуальные отношения в браке.
На вопрос, одобряют ли женщин, сознательно родивших ребенка вне брака, ответы распределились следующим образом: 4% респондентов осуждают женщину; безусловно, одобряют любую женщину, 12%; подавляющее большинство, 60%, одобряют только тех женщин, которые сознательно пошли на рождение ребенка вне брака.
Расширение границ индивидуальной свободы в сфере межличностных отношений, изменение нравственных критериев имиджа современной семьи не могут не оказывать воздействия на брачно-семейные отношения. Увеличивается вероятность распространения альтернативных типов семьи и браков: гражданский брак; материнская семья; семья с раздельным проживанием супругов, каждый из которых специфичен и существенно отличается от традиционной моногамной семьи.
Самоподача отношения
Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое.
Мы прекрасно осознаем, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не расп ...
Анализ полученных данных
Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек.
Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню како ...
Начало конфликта
Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий.
Если ...
Разделы