Также в мире идут различные споры по поводу исследований о влиянии фильмов ужасов. Допустим, существуют мнения о том, что надо запретить показывать фильмы ужасов, так как они плохо сказываются на психике детей. Но исследовательская статья из газеты «День» частично опровергает эту точку зрения: «В профессиональной литературе описано немало исследований влияния информации с элементами агрессии и насилия на психику детей и подростков, но специальных исследований, посвященных изучению влияния на детей фильмов ужасов, практически нет. На сегодняшний день уверенно можно говорить лишь о том, что информация с элементами ужасов вызовет у человека, особенно у ребенка, специфические ощущения экзистенциального характера, способные существенным образом трансформировать его эмоциональное состояние и оставить определенный след в его психической жизни. Однако при этом невозможно дать однозначный ответ касательно как особенностей этих трансформаций, так и того, насколько конструктивными или деструктивными они являются. В конце концов, остается невыясненным сугубо практический вопрос: разрешать ли детям смотреть фильмы ужасов?
В фильмах ужасов, которые представляют собой специальный жанр киноискусства, события происходят в «символическом» мире, существующем лишь на экране телевидения. Персонажей этих фильмов невозможно встретить в реальной жизни. Они являются жителями другого, «альтернативного», потустороннего, ирреального мира. Этот мир существует по другим законам, он непознанный, таинственный и потому опасный и угрожающий. Его персонажи «щекочут нервы», возбуждают, влекут, вызывают сложную смесь ощущений, а также напоминают о том, что где-то рядом всегда находится Смерть. От них «несет могилой». В этом состоит особенность фильмов ужасов, их отличие от других фильмов.
Как говорил Н. Бердяев, «высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия. Страх смерти — это один из наиболее глобальных и вечных страхов человека. По мнению М.Хайдеггера, без осознания этого страха человек как высоко развитая личность не может состояться. Осознание смерти как границы существования дает человеку возможность трансформировать энергию экзистенциального страха в стремление к самоопределению и самореализации в соответствии со своим предназначением в мире. Осознание реальности смерти означает осознание собственной абсолютной свободы, своей абсолютной ответственности перед собою за выбор своей судьбы».
Так что не случайно информация, содержащая элементы ужасов, практически всегда бессознательно и невольно используется взрослыми в воспитании детей с первых лет их жизни. Эти элементы можно наблюдать уже в детских колыбельных песнях (например, про серого волчка), которые поют матери своим грудным детям. Несколько позднее подобные элементы ужасов встречаются в детских стихотвореньицах и сказках, которые взрослые читают дошкольникам. Страшные сказки и истории нашли свое воплощение и в детском фольклоре, в частности, в так называемых «страшилках», которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение детям устным путем. Эта информация выполняет важную роль в формировании внутреннего мира ребенка и содержит в себе важный педагогически-воспитательный момент. Существует немало свидетельств того, что довольно часто любимые детские фантазии способны действовать в «долгосрочном» плане, то есть уже в детском возрасте они способны программировать будущий жизненный путь взрослого человека.
Как показывают реальная жизнь и педагогически-воспитательная практика, «страшные истории» («страшилки») актуальны практически для всех детей от 6 — 7 до 11 — 12 лет. Большинство специалистов в области психологии убеждены, что так называемые «детские страхи» должны быть «прожиты» и рационализированы именно в детстве.
Особенности эмоционального развития дошкольника
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врождённых реакций у ребёнка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, прев ...
Изучение речи
На речь моего испытуемого я обратила внимание еще при первом знакомстве. Он говорил свободно, четко и внятно (этим производил яркое впечатление уверенного в себе человека), кроме того, речь его отличалась наличием "непростых" слов, т.е. он заменял простые слова на более сложные, но с аналогичным или подобным значением. На перв ...
Влияние психологической культуры в социальной микросреде на формирование
психологической культуры детей. Соотношение понятий
«культура», «психологическая культура», «детская субкультура»
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его духовному миру становится доминантой общественного развития. [38] В образовании, как явлении цивилизации, происходит также ориентация на индивида, на развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как общества в целом, так и отдельной личнос ...
Разделы