Материалы » Эволюционно-историческая концепция личности

Эволюционно-историческая концепция личности
Страница 2

Итак, примем за основу тезис, согласно которому подструктуры личности формируются на определенных этапах развития человеческого общества и затем фиксируются в виде уровней, сохраняющих своеобразную «память» об этих минувших этапах. Можно выделить четыре фазы единого эволюционно-исторического процесса. Первая связана с появлением и расселением наземных животных до рептилий включительно, вторая – с появлением млекопитающих (зверей) как ближайших предков человека. Таким образом, первые две фазы отражают непосредственную предысторию человеческого общества. Третья фаза обозначается как период антропосоциогенеза и связана со становлением переходных и первичных форм человеческой психики. Наконец, четвертая фаза означает окончательное оформление вида Homo sapiens, формирование культуры и цивилизации. Указанным четырем фазам развития сопоставим четыре основных подструктуры, играющие роль уровней в иерархической организации личности:

1. Инстинктивный (сенсомоторный) уровень, представляющий собой рефлекторный аппарат, реализующий жизненно важные поведенческие программы.

2. Аффективно-импульсивный уровень, отражающий высшую форму психики животных и обеспечивающий регуляцию поведения на основе субъективных переживаний.

3. Рассудочно-волевой уровень, отображающий совокупность древних образований психики первобытного человека. Он регулирует примитивные формы речевого поведения.

4. Разумно-интуитивный уровень, который является высшей, позднейшей надстройкой, определяющей принадлежность личности к современному человеческому сообществу. Этот уровень регулирует сложные формы мышления и речи, опосредованные культурой.

Краткая характеристика четырех подструктур личности в их связи с особенностями общения и деятельности представлена в таблице 1.

В соответствии с изложенной схемой, дадим более подробное описание каждого из четырех уровней-подструктур в их последовательной (генетической) связи.

Инстинктивный (сенсомоторный) уровень первоначально интегрировал совершенный сенсориум с дистантными рецепторами и моторно-вегетативной сферой, обеспечивающей локомоции и другие сложные движения. Морфологическим аналогом этого уровня является нервная система рептилий. У человека инстинктивный уровень может быть соотнесен с периферической нервной системой и центральными подкорковыми структурами. Данный уровень регулирует стереотипные жизненно важные поведенческие акты. Функционируют механизмы подражания, обусловливающие стадное поведение. Способность к обучению ограничена незначительными вариациями жестких наследственных программ, обеспечивающими их конкретную «привязку» к реальным ситуациям. Таким образом, реализацию инстинктов можно затормозить или ускорить, приблизить или отсрочить, перенести на иной объект – во всем остальном их изменить невозможно.

Аффективно-импульсивный уровень первоначально интегрировал эмоционально-организованное индивидуально-стадное поведение высших животных. Его морфологическая основа – головной мозг млекопитающих, оснащенный новой корой больших полушарий. Данный уровень обеспечивает относительную деавтоматизацию инстинктивных программ за счет контрастных субъективных переживаний, которые выступают в роли мощных интеграторов психических процессов. Взаимное аффективное «заражение» увеличивало внутреннюю связность сообществ животных, а соответствующая внутримозговая

Таблица 1. Подструктуры личности, их связь с особенностями общения и деятельности

Подструктуры личности

(уровни)  

Способы общения  

Элементы структуры деятельности и их особенности

Мотивация

Целепола-гание

Принятие

решения

Исполнитель-ные действия

Разумно-интуитивный

Убеждение и понимание

Надситуативность (интересы)

Цель вне «образа Я»

На основе инсайта и проникновения в сущность ситуации

С оптимальной активацией

Рассудочно-волевой

Внушение и внушаемость

Ситуативность, утилитаризм (стремления)

Цель на периферии «образа Я»

На основе формально-логических рассуждений дискурсивного мышления

С доминиро ванием вектора «мотив-цель»

Аффективно-импульсивный

Экспрессия и эмпатия

Внеситуативность, эгоцентричность (желания)

Цель внутри «образа Я»

На основе аффективной агглютинации и дизъюнкции

С генерализованной активацией

Инстинктивный (сенсомоторный)

Воздействие примером и подражание

Неосознанность (влечения)

Рефлекторные механизмы

Стереотипные моторные акты

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ эффективности проведенных мероприятий по повышению самооценки больными влияния заболевания на их социальный статус
На основании опроса больных различными хроническими соматическими заболеваниями была разработана коррекционная программа занятий, направленная на повышение самооценки социального статуса больных, эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности. (приложение2) В целях анализа проведённых мероприятий по повышению самооценки больн ...

Проверка надежность и валидности шкалы Кроуна-Марлоу
Для оценки надежности переведённого нами варианта, из 10 утверждений и варианта из 20 утверждений, мы использовали параметрический коэффициент αКромбаха В результате получили следующие данные для 10-пунктовой шкалы: a =0,630 , которая попадает в диапазон хорошей надежности теста. Так же ниже приведена таблица № 1, которая отражает ...

Понятие анализатора, и их взаимодействие
Основными психическими процессами, участвующими в приеме информации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление. Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необходимы для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки. Прием информации человеком-оператором необходимо расс ...