Материалы » Эволюционно-историческая концепция личности

Эволюционно-историческая концепция личности
Страница 4

Необходимо отметить, что сформулированная нами концепция явным образом не соотносится с такими «личностными» категориями, как темперамент, характер, способности, направленность (см., например, А.Г. Ковалев, 1970). Эти понятия не имеют строгих определений и насыщаются содержанием в зависимости от теоретических взглядов и субъективных предпочтений авторов, их использующих. Первым по значимости причинным фактором активности и развития личности является многоуровневый аутодиалог, первоначально формирующийся по механизму интериоризации, а затем, по мере созревания личности, все более автономный, менее зависимый от внешних воздействий. Этот диалог выполняет функцию внутреннего генератора проблем и самопрограммирования, существенно влияет на формирование образа мира и системы внешней деятельности, в значительной степени определяет судьбу конкретного индивида. Взаимосвязь внутренней и внешней вертикальных систем личности не является непосредственной. Она опосредуется третьей системой, которую мы назвали системой проекции и защиты личности. Функция этой своеобразной «мембраны» также двусторонняя.

Во-первых, она способствует самоактуализации личности, фиксации некоторых свойств эндопсихики в экзопсихике и в дальнейшем – во внешнем мире в виде разнообразных персональных «следов» и творческих продуктов. Во-вторых, фильтруя вредную и ненужную информацию, данная система обеспечивает самотождественность личности, поддерживает ее сохранность на всех уровнях организации. Правомерно предположить, что нарушение функции системы проекции и защиты личности является общим пусковым механизмом психических заболеваний, как неврозов, так и психозов.

Приведенная в настоящей работе теоретическая концепция требует дальнейшего совершенствования, детализации и экспериментальных проверок. Здесь можно выделить два пути. Первый из них – комплексное всестороннее изучение человека. Отдельно взятая личность должна быть изучена во всем многообразии ее жизненных проявлений, включая деятельность производства-потребления, саморегуляции на всех уровнях организации. Общий замысел подобной методической программы состоит в том, что специфика уровней личности лучше всего выявляется в соответствующих их внутренней природе видах активности. Для инстинктивного уровня такая активность состоит в физиологических функциях и отправлениях организма, для аффективно-импульсивного уровня – это неформальное общение с окружающими людьми, для рассудочно-волевого уровня – это совместная организованная деятельность в группе, для разумно-интуитивного уровня – это самостоятельное взаимодействие с культурной средой. Данная схема предоставляет возможность первичной систематизации разнородной информации об исследуемой личности с целью последующего углубленного поуровневого анализа, сопоставления построенных таким способом внешней и внутренней «персонограмм».

Второй возможный путь углубления и проверки представленной концепции состоит в ее увязке с типологией личности. Логично предположить, что закономерное доминирование в поведении одного из уровней личности приводит к формированию соответствующего типа. В таблицах 1 и 2 могут быть прослежены признаки четырех базовых типов, три из которых (исключая нижний первый уровень) ассоциируются с известными темпераментами, описанными Э. Кречмером (1927) и Г. Шелдоном (1942); с типами организации личностью своего времени, изученными К.А. Абульхановой-Славской, а также и другими типологиями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив мо­жет быть весьма различным с точки зрения сплоченнос­ти его членов. Последняя может быть очень высокой, ког­да люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосред­ственно перед ними, но ...

Методики социально-психологического исследования классного коллектива
Эмоциональное состояние - важная составляющая взаимоотношений в группе. В социальной психологии используется ряд понятий, близких ему по смыслу: “дух группы”, “эмоциональное единство группы”, “эмоциональный климат группы, “социально-психологический климат группы”, “групповая сплоченность”. Цвето-социометрический метод. В результате мы ...

Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
Привлечение психологии труда к решению практических задач вызвано, в частности, тем, что разные люди с разной степенью успешности овладевают профессией, с разной успешностью справляются со своими профессиональными задачами. Развитие профессиографии способствовало лучшему пониманию объективных и субъективных причин этих явлений. Анализ ...