Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. [1; 46]
Профессиональный подбор.
На первый взгляд, профессиональный отбор в его грамотном «исполнении» – есть разрешение всех проблем, возникающих при взаимодействии объективных требований профессии и субъективных возможностей и способностей человека. Однако это не совсем так.
Факт «соответствия – несоответствия» индивидуально-психологических особенностей человека профессиональным требованиям довольно трудно оценить и непротиворечиво доказать. Наиболее очевидными являются доказательства «соответствия – несоответствия» человека к профессии по параметрам физическим и физиологическим, временных и пространственных профессиональных ограничений, требований к скорости и точности действий, умению переносить физические перегрузки, невесомость, недостаток движений.
Менее очевидными выступает оценка «соответствия – несоответствия» человека по отношению к профессиональным требованиям по фактору познавательной деятельности. Существуют определенные трудности в прогнозировании того, кто будет более успешен, если человеку, имеющему практический склад ума, приходится решать сугубо теоретические проблемы, а теоретику, имеющему слабый «социальный интеллект», – общаться с людьми и реализовывать организационно-управленческую деятельность. Вполне возможно, что практик внесет в теоретическую деятельность свою смекалку и фантазию, сделает ее наиболее понятной и проработанной с позиции прикладного значения, а теоретик сможет организовать консолидированный трудовой коллектив при помощи логического убеждения подчиненных в объективной необходимости эффективного выполнения своих производственных функций.
Трудно, а подчас и практически невозможно установить степень «соответствия – несоответствия» профессиональных требований и индивидуальных способностей человека по факторам его личностных особенностей, ценностных ориентаций, мировоззрения.
Рассуждая, таким образом, логично будет поставить вопрос другим образом: во многих случаях следует не человека подбирать к профессиональным требованиям (профессиональный отбор), а, наоборот, профессии подбирать к человеку (т.е. осуществлять профессиональный подбор).
Профессиональный подбор, таким образом, – это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение. [1; 48]
Профессионально самоопределение и самоактуализация человека в профессии.
Если в центр системы взаимодействия профессии и человека по линии оценки «соответствия – несоответствия» поставить профессию, необходимо говорить о профессиональном отборе. Если же в центр данного взаимодействия поставить человека, нужно говорить о профессиональном подборе.
Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек-профессия» стоит человек.
Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора будущей профессии. Выбор профессии – это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника.
Вопрос 1. Психологические особенности
преступности несовершеннолетних
Одним из признаков современной преступности несовершеннолетних является ее высокий динамизм, она растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового во ...
Эмоции и сознание
То мнение, что эмоция может рассматриваться как отдельное или особое состояние сознания, не является новой точкой зрения в науке. Великий биолог девятнадцатого столетия Герберт Спенсер описал “центрально-инициируемые эмоции” следующим образом: “ . их начало и окончание во времени сравнительно не определенны, и они не имеют четкой локали ...
Основные составляющие имиджа семьи
Имидж семьи можно классифицировать по следующим параметрам:
- знаку (очевидно, что имидж семьи может быть положительным и отрицательным);
- соотношению личностной и профессиональной составляющих семьи;
- по фактору, образующему имидж семьи (имеется в виду, что факторы, влияющие на имидж семьи, могут быть различными: к ним относятся т ...
Разделы