Материалы » Аффективная сфера детей с разными видами интеллектуальной недостаточности » Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии.

Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии.

Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными на­учному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмо­циями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего, когда речь идёт об эмо­циях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой инти­мной специфической характеристикой психического. В силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие, глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематически исследо­вать?

Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве регулярность?

Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собствен­но психологическую её разработку оказывали влияние религия, эсте­тика и особенно этика.

В наши дни расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, огра­ничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей, практи­ческой деятельности человека. Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решите­льным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы спосо­бствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целост­ную личность.

Как отмечает В.К. Вилюнас “Одно представляется бесспорным; да­же если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения про­блемы эмоций разработка общей теории психического невозможна” [11, 6].

Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг свя­занных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи, важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим опытом, накопленным в пси­хологических лабораториях, “ .чтобы глава об эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует положению и значению эмоций в реальной жизни”, как подчёркивал В.К. Вилюнас [11, 56].


Экспериментальное исследование способности к эмпатии у студентов-психологов. Описание методики и методов исследования
Научное исследование основано на применении средств исследования: методы, методики, методология. Решение исследователя провести исследование по определенным методикам принимается исходя из анализа тех методов и методик, которые применяются в науке для решения аналогичных задач. Но при необходимости изобретаются и оригинальные методики. ...

Приложения
Приложение 1 ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН) Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает. 1.Я всегда сочувствую своему ребёнку. 2.Я считаю своим долгом знать всё, что ...

Атрибуты личности. Воля
Воля— свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, ...