Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых была использована методика ШСО (Шкала семейного окружения). В основе шкалы семейного окружения (ШСО) лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES) предложенная Rudolf H. Moos и Bernice S. Moos в 1974 г. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1985г. Данная методика была выбрана потому, что позволяет оценить сразу множество факторов, которые составляют социальный климат в семье и которые, по нашему мнению, могут оказать влияние на отношения юношей и девушек с романтическим партнером. А именно, методика позволяет оценить следующие показатели: www.eduinfluence.ru
А. Показатели отношений между членами семьи
1. Сплоченность (С). В какой степени члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
2. Экспрессивность (Э). В какой степени в семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.
3. Конфликт (К-т). В какой степени открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
Б. Показатели личностного роста
4. Независимость (Н). В какой степени члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.
5. Ориентация на достижения (ОД). В какой степени разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семье придают характер достижения и соревнования.
6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.
7. Ориентация на активный отдых (ОАО). Насколько семье свойственны активный отдых и спорт.
8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
8. Показатели управления семейной системой
9. Организация (О). Насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенностьсемейных правил и обязанностей).
10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.
Для исследования представлений о романтических отношениях использовалась методика "Семантический дифференциал" Ч.Осгуда.
Наш выбор объясняется тем, что методика позволяет измерять так называемое коннотативное значение, или эмоциональный компонент смыслов, вкладываемый человеком в то или иное понятие. Коннотативное значение связано с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурированными и мало осознанными формами общения. Его близким аналогом в понятийном аппарате нашей психологии является понятие личностного смысла. ( Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов ,которая зачастую является малоосознаваемой). Таким образом, данная методика позволяет изучить семантическое пространство испытуемого и найти систему тех латентных факторов, в рамках которых респондент "работает", так или иначе оценивая какие-либо объекты (29,34).
Необходимо подчеркнуть, что респондент, как правило, не дает себе отчета в существовании этих факторов. Семантическое пространство является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентом объектов, их классификация, сравнение. Метод семантического дифференциала направлен не только на поиск семантического пространства и анализ лежащих в его основе факторов, но и на изучение взаимного расположения объектов в этом пространстве, то есть различий в восприятии этих объектов, рассматриваемых респондентом. (32,55)
Изучая романтические отношения методикой СД мы сможем раскрыть аффективные компоненты смыслов, вкладываемых юношами и девушками в те или иные объекты, так или иначе включенные систему романтических отношений, изучить различия в восприятии этих объектов, выяснить факторы, определяющих смысловую значимость таких объектов для юношей и для девушек, выявить сходства и различия картины изучаемых смыслов, семантических пространств юношей и девушек.
Дезорганизующая функция
(способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность)
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.
Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, ...
Потенциалы возрастного развития
Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития.
Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные, определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития.
Развитие человека – единый проце ...
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.
Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э.Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходяшихся на это место сетчатки, ...
Разделы