К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания (несобранность), уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.
Синдром дефицита внимания впервые был описан в 1902 году, а первый отчет о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами появился в 1937 году. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название минимальное мозговое повреждение. В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель минимального мозгового повреждения уступила место более динамичной и более гибкой модели минимальной мозговой дисфункции. www.tlookup.ru
С 1980 года название синдрома базируется на международной психиатрической классификации. Выделяют три типа синдрома дефицита внимания: 1) смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания); 2) невнимательный тип (превалируют нарушения внимания, этот тип наиболее сложный для диагностики); 3)гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).
Для гиперактивных детей также характерна болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, смышлены и проявляют активный интерес к окружающему.
В 2002 году 85 ученых из США, Австралии, Канады, Израиля, Нидерландов, Норвегии и Великобритании опубликовали международное заявление по СДВГ. В нем говорится, что «международный консорциум ученых глубоко обеспокоен периодически появляющимися в средствах массовой информации материалами, которые содержат неверные сведения о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это расстройство, с которым все мы хорошо знакомы и которому многие из нас посвятили свои научные исследования, а то и всю карьеру. Мы боимся, что истории в средствах массовой информации, ошибочно изображающие СДВГ как миф, надувательство или несерьезное состояние, могут заставить тысячи страдающих этим расстройством отказаться от его лечения. Кроме того, все это внушает обществу представление, будто СДВГ - проблема надуманная, не существующая вообще или незначительная».
Ученые считают, что это заболевание, имеющее социальное значение как предвестник развития алкоголизма, наркомании и правонарушений, следует изображать в СМИ как можно более реалистично и в точности так, как его описывает наука. Это подтвержденное научными исследованиями расстройство, которое описывает разнообразное и существенное негативное влияние на тех, кто им страдает.
В апреле 2006 года в Москве состоялся 1-й Международный форум "Охрана здоровья детей в России" с темой конференции "Синдром дефицита внимания и гиперактивности". В конференции участвовали ведущие ученые, много лет занимающиеся проблемой гиперактивности, в частности, Рассел Баркли - известный американский психиатр. Рассматривались следующие вопросы: СДВГ как причина антисоциального поведения, социальная и медико-психологическая помощь детям с синдромом и их семьям, СДВГ у взрослых, правовая защита детей и взрослых, страдающих СДВГ, учебные трудности детей с СДВГ, способы лечения и коррекции, обзор фармакологических методов лечения СДВГ за рубежом, медикаментозное лечение СДВГ в России.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдрома дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция), перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного), генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер), особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем центральной нервной системы), пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище), приводит к ухудшению показателей внимания, социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
Эволюционно-историческая концепция личности
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся. И если в зарубежной психологической науке такое положение обусловлено перенасыщенностью рынка научных идей и множеством различных подходов, то в нашей стране действуют причины иного порядка. Отметим только две из них, по нашему мнению, основные ...
Страх и тревога
Страх - это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. И все же страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Интенсивное п ...
Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере
учреждений Республики Башкортостан
В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики.
Первым шагом на пути создания республиканской системы оказания социально-психологической помощи явилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учреждений социально-психологической помощи детям ...
Разделы