При разработке методических приёмов, выявляющих уровень произвольности поведения, авторы исходили из понимания произвольности, как преодоления сложившихся стереотипных реакций и опосредованности поведения некоторой культурной нормой.
Методика включает в себя 4 экспериментальные ситуации, которые максимально приближены к условиям жизни дошкольников. Каждая ситуация содержит два типа действий: www.cultworld.ru
1. действия по правилу, ограничивающие спонтанную активность ребенка
2. активные, самостоятельные действия, предполагающие творческое начало.
· Ситуация «Сон».
Взрослый подходил к ребёнку, когда тот уже лежит в кровати, готовясь ко сну, и спрашивал: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого формулировал следующие «правила»:
1. лежать не двигаясь и не разговаривать
2. закрыть глаза
3. лечь на бочок и положить руку под щёку
При этом взрослый предлагал ребёнку думать о чём он захочет, только не открывать при этом рот, а рассказать всё потом, когда проснётся.
После этого взрослый отходил в другой конец комнаты и наблюдал за ребёнком в течение 15 мин., отмечая все его движения и характер выполнения правил.
· Ситуация «Конструктор».
Эта ситуация представляла собой игру в стройку, в которой принимало участие два ребёнка. Взрослый показывал обоим детям конструктор и предлагал что-нибудь из него построить. Когда дети выражали готовность начать, взрослый вводил следующие ограничительные правила игры: строить будем по очереди, сначала один, а потом другой. Тот, кто сейчас не строит, а ждёт своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охранять детали и выдавать их по одной, когда строитель их попросит. Испытуемым был ребёнок, ожидающий своей очереди.
В результате обсуждения взрослый вместе с детьми формулировал следующие правила:
1. не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят их дать
2. не вмешиваться в постройку товарища ь- не помогать и не мешать ему, не давать ему советов
3. детали выдавать только по просьбе строителя
4. выдавать детали конструктора только по одной
Определённые требования предъявлялись и к строителю. Он мог строить всё, что хотел, но при этом использовать все детали конструктора и просить их у своего партнёра по одной, а не хватать самому руками.
Испытуемого просили не только самому выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли действует его партнёр.
После 5 минут такой игры дети менялись ролями, и сторож становился строителем.
· Ситуация «Рисунок»
В эксперименте участвовало шесть детей, у каждого из них лист бумаги и один на всех набор карандашей. Взрослый предлагал детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (показателем времени служили песочные часы). Каждому ребёнку отводилась на рисунок 1 минута. Рисовали дети по очереди, и шестой по очереди ребёнок (он и был испытуемым) ждал своей очереди 5 минут.
Таким образом дети должны были соблюдать следующие правила:
1. не трогать листок бумаги, который лежит перед ними
2. не брать раньше времени карандаши
3. не мешать тем, кто рисует, не торопить, и не давать советы
4. начать рисовать сразу,как только подойдёт очередь
5. закончить рисунок сразу, как только весь песок в часах высыпется
Кризисы профессионального становления
Испытываемые субъектом сложности его профессионального становления обобщенно можно обозначить понятием "профессиональные деструкции". Серьезным испытанием для человека является сама необходимость многолетней трудовой деятельности при достаточно ограниченном репертуаре трудовых функций, социальных ролей в первичном коллективе, ...
Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием
речи. Цели, задачи и методы исследования
Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Ю.А. Афонькина, Р.Е. Лурия, А.А ...
Описание развивающей
программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр.
Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 8-9 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут.
Занятие №1
Приветствие.
Упр.1.
Лабиринты
Цель: задания на ...
Разделы