Однако чрезмерная дистанция затрудняет понимание подчиненными поступков руководителя и создает возможность возникновения у них негативных чувств. В равной мере она затрудняет понимание руководителем поступков подчиненных. В процессе стирания социальных различий дистанция между людьми становится подвижной, в значительной степени изменяющейся в зависимости от ситуации и индивидуальных качеств участников. Каждый человек «равен в правах с другими членами общества, всегда может рассчитывать на справедливое, уважительное к себе отношение, на заботу государства, на помощь и поддержку коллектива». www.keepbanks.ru
Воспринимая другого человека, невозможно его не оценивать Восприятие всегда неразрывно связано с определенным отношением к воспринимаемому – положительным или отрицательным, с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Оттенки переживаний бесконечно разнообразны, но в принципе все их можно разделить на две группы: чувства конъюнктивные, т.е. способствующие сближению людей, облегчающие сотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющие совместные действия.
То, что субъект осознает как близкое ему, с чем он соотносит конъюнктивные чувства, обычно воспринимается в положительном свете. «Приятное – это соответствующее «нашему» ( наличному или потенциальному), неприятное – «чужому» Выходит, эти явления не в том смысле «чужие», что они неприятны, а в том смысле неприятны, что «чужие».
В обыденной жизни взаимодействие с другим человеком строится на более или менее достоверных предположениях о его личности. Они возникают путем синтезирования собственных отрывочных наблюдений и каких – то сведений, полученных из других источников. Такой гипотетический образ, которому приданы человеческие черты, называется персонификацией. Построение той или иной конкретной персонификации основывается на еще не дифференцированном, общем отношении к данному человеку как к «симпатичному» или «антипатичному», «приятному» или «противному», «своему» или «чужому».
Проведенное в США изучение отношения к лидерам различных группировок показало: собственный лидер обычно персонифицируется как человек честный, искренний, мужественный и т.д., тогда как лидеру враждебной партии приписываются прямо противоположные качества. Один и тот же пропагандистский материал может быть воспринят по – разному, может вызвать совершенно различные реакции в зависимости от того, как персонифицируется источник информации. Одно дело, если сообщение исходит явно от врага, совершенно другое - если от беспристрастного наблюдателя или друга.
2.3. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы « читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое время на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь, отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»[8] .
Б.Ф.Поршнев тоже имел мнение на этот счет: «Петр познает свою натуру через Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество людей, связанных в целое сложной системой отношений» [17]. Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот « другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид « соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего, переломя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения и построения стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при строении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ сознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Методики исследования
Для оценки социального климата в родительской семье испытуемых была использована методика ШСО (Шкала семейного окружения). В основе шкалы семейного окружения (ШСО) лежит оригинальная методика Family Environmental Scale (FES) предложенная Rudolf H. Moos и Bernice S. Moos в 1974 г. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1 ...
Личность, индивид и индивидуальность
· Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
· Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
· Личность— результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А.Н.Леонтьев. Дети не обладают личностью, поск ...
Виды делового общения
По характеру и содержанию общение бывает
формальным (деловое) и
неформальным (светское, обыденное, бытовое).
По способу обмена информацией различают
устное и письменное деловое общение.
1.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
- Приветственн ...
Разделы