Прежде чем приступить к подробному обсуждению приемов обучения и специфических ошибок леворуких детей, предстоит ответить на ряд вопросов, обычно задаваемых учителями, родителями и другими заинтересованными лицами. Хочется надеяться, что после ответов на них станет понятно, что решение проблемы обучения левшей назрело.
Итак, несколько основных вопросов. Стоит ли задача как таковая, если даже не в каждом классе есть дети, пишущие левой рукой? Кто должен заниматься обучением левши, если он не усваивает объяснение, данное учителем на уроке? Как обеспечить успешное обучение таких детей? Должны ли привлекаться на помощь ребенку его родители? Не проще ли переучить левшу и закрыть обсуждение?
Вот грустные доказательства того, что проблема назрела давно и отмахиваться от нее уже нельзя. Среди ребят, занимающихся со школьными логопедами и дефектологами, процент левшей или школьников со скрытым левшеством превышает среднестатистическую норму. Среди учащихся ПТУ, вынужденных отказаться от дальнейшего обучения в школе, их также больше, чем среди учеников старших классов. Вывод напрашивается сам – мы не умеем учить левшей, особенно принадлежащих к группе риска[8].
В общепринятом смысле к левшам относятся ребята, предпочитающие выполнять основные операции, а касательно школы это письмо, левой рукой. В предыдущей статье было показано, что группа левшей шире и не ограничивается леворукими детьми, объединяя также ребят со скрытым левшеством и амбидекстров (пишущих обеими руками). Однако эти дети очень неоднородны и по своим психофизиологическим особенностям. У обсуждаемой категории ребят чаще наблюдаются задержки и диспропорции формирования высших психических функций, при изучении математики, например, это проявляется при счете.
Но можно возразить, что в классе редко бывает больше двух левшей, а чаще - ни одного. Понятно, что переученные левши во внимание не принимаются, а бывают отнесены к "логопедическим" или просто глупым учащимся. Причем часто доказательство их хорошего интеллекта в виде мгновенного интуитивного решения задачи "со звездочкой" с выкрикиванием ответа вслух обращается против самого ученика, поскольку объяснить ход решения без соответствующего обучения ребенку бывает крайне трудно. Стоит ли овчинка выделки? При работе с какими детьми могут еще пригодиться иные методы обучения?
Но список категорий учащихся, которых лучше учить, используя иной, правополушарный, стиль обучения (ведь большинство общепринятых педагогических методик ориентировано на левополушарное восприятие), еще не полон. Почти половина сегодняшних первоклассников приходит в школу с несформированными до конца предпочтениями ведущего глаза или уха. И их тоже лучше обучать с учетом индивидуальных особенностей специализации полушарий.
Введение в начальном звене четырехлетнего обучения для детей начиная с шести с половиной лет привело в школу ребят, только начавших пользоваться в силу своих возрастных особенностей левым полушарием, вклад которого в психологическое функционирование пока невелик. Для этих малышей характерны эмоциональность, непроизвольность, а познавательная деятельность носит целостный и образный характер при сильных интуитивных началах. Многие учителя, работающие с такими классами, особенно по сложным учебникам, столкнулись с рядом трудностей, обусловленных именно перечисленными выше факторами[9].
Безусловно, все перечисленные группы учащихся нельзя огульно отнести к правополушарным. Но в каждом классе учатся дети без ярко выраженного преобладания одного из полушарий (наиболее приспособленные к существующему обучению), правополушарные и левополушарные. А в идеале хочется научить каждого ребенка, поэтому работа учителя будет тем успешнее, чем лучше он донесет суть объяснения до каждого ученика.
Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в
психологии
Мышление— это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием де ...
Иллюзии при движении объекта
При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным.
Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное ...
Периодизация возрастного развития
Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б.Г. Ананьева, присущи 2 свойства – метрическое и типологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состоян ...
Разделы