1.2. Каждый человек в основном постоянно находится в кругу людей, в процессе массового общения. В каждом из контактов он стремится разыграть определенную линию поведения, то есть цепь вербальных и невербальных поступков, которыми выражает собственное видение ситуации, а через нее – оценку участников и, в особенности, самого себя. Вне зависимости от того, собирался или нет человек избирать определенную линию, он обнаруживает, что фактически сделал это. Другие участники предполагают, что позиция занята им более или менее добровольно. Так что, если человеку придется иметь дело с их реакцией на него, ему необходимо принять во внимание сложившееся у них мнение о нем. www.keepbanks.ru
Термин лицо можно определить как позитивную социальную ценность, которая утверждается благодаря линии поведения по предложению других, выбранной им в ходе конкретного взаимодействия.
Лицо – это образ самого себя, очерченный в рамках социальных одобренных свойств, признаваемый другими, подобно случаю, когда человек успешно представляет свою профессию или религию благодаря тому, что хорошо подает себя.
Человек ощущает немедленный эмоциональный отклик на лицо, представленное им в ходе взаимодействия с другими – он «делает» лицо, привязывая к нему свои «чувства». Если данная встреча подтверждает образ, ставший для человека уже привычным, то, скорее всего, он не будет испытывать особых чувств. Если по ходу событий его образ скажется лучше ожидаемого, он, вероятно, будет «чувствовать себя хорошо». Если же ожидания не оправдываются, человек « почувствует себя плохо» или „обидится”. Вообще привязанность индивида к определенному лицу в сочетании с легкостью, с которой им самим и другими передается информация, разрушающая данный образ, является причиной, почему он считает любые контакты с другими людьми обязательными. Человек испытывает определенные чувства, касающиеся поддержания лица других участников взаимодействия, и хотя эти чувства могут отличаться по интенсивности и направленности от его чувств в отношении собственного лица, они столь же мгновенно и спонтанно встраиваются в лица других, точно так же, как имеет место в отношении его самого. Собственное лицо и лицо другого – вещи одного порядка. Именно групповые правила и определение ситуации определяют набор чувств по отношению к лицу и распределение их среди участников.
О человеке говорят, что у него есть лицо или что он сохраняет лицо, если проводимая им линия представляет внутренне согласованный образ, то есть образ, поддерживаемый суждениями и свидетельствами других участников и подтвержденный объективными обстоятельствами данной ситуации. В этом случае лицо человека не является частью его тела. Это нечто такое, что как бы рассеяно в потоке событий данного взаимодействия и проявляется лишь тогда, когда данные события прочитаны, интерпретированы и оценены.
Таким образом, хотя забота о лице вынуждает человека сосредоточиться на поминутных действиях, для сохранения своего лица он должен приподняться над тем, что происходит здесь – и - сейчас и учесть свое место в социальном мире. Возможность сохранить лицо в конкретной ситуации имеет воздержавшийся в прошлом от действий, которые трудно было бы оправдать в дальнейшем. Человек боится потерять лицо в конкретной ситуации еще и потому, что другие могут использовать – это как повод не считаться с его чувствами в будущем. Встреча с людьми, с которыми ему больше не придется иметь дело, позволяет создавать возвышенный образ, не переживая за то, что этот образ может быть дискредитирован в будущем, не опасаясь чувства унижения, которое сделало бы последующие встречи с данными людьми затруднительными.
Можно сказать, что человек имеет ложное лицо, если появляется информация о каких – то его социальных качествах, которые даже при большом желании невозможно совместить с проводимой им линией поведения. Если человек не придерживается той линии, которую ожидают от него участники взаимодействия, то можно сказать, что он потерял лицо. Цель многих розыгрышей состоит в том, чтобы человек продемонстрировал ложное лицо или потерял лицо, однако, разумеется, серьезнее те случаи, когда человек сам обнаруживает, что ситуация явно вышла из–под контроля.
Придожения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социограмма 1
Группа А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
1
+
+
+
+
2
+
*
+
3
+ ...
Управление (руководство) коллективом.
Управление – направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к техническим, так и к социальным системам. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство
...
Психологические и нейропсихологические причины неуспеваемости школьников.
В норме психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе изменений не только количественных, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и замедления, а в случае затруднений - возвращение к прежним формам активности. В норме межфункциональные связи склад ...
Разделы