С точки зрения роли в общении человека с человеком рассматривается его отражение. Тем самым в классическом трехмерном определении психики – идеальный атрибут субъекта, субъективное отражение объективной действительности, инструмент ориентации в среде – это третий момент, характеризующий место образа в системе взаимосвязей явлений действительности. www.talkbanks.ru
Общение в исходной его форме – это непосредственное взаимодействие двух людей, что называется «лицом к лицу» в диапазоне расстояний, обусловленном разрешающей способностью органов чувств (абсолютными программами). Природа каналов связи определяет специфику «макетов» человека, с которыми люди имеют дело в опосредованном общении. Можно выделить три группы «макетов»: изображения, речевые описания и следы.
Изображения могут быть художественные и технические, статические и динамические, моно- и полимодальные и т. д. Речевые описания, устные или письменные, - это и литературные персонажи, и информация о людях, распространяемая средствами массовой коммуникации, и содержание личных и деловых документов, и суждения людей друг о друге в практике повседневного общения. Следы человека – это и собственно физические признаки присутствия (отпечатки рук, следы обуви) и следы-символы (в отличие от собственно следов они информативны лишь для определенного субъекта), и следы-продукты целенаправленной деятельности, образующие культурную среду обитания людей. Естественно, что общение, опосредованное различными «макетами», возможно при условии наличия опыта непосредственного общения.
Из этого вытекает последовательность становления и развития образа человека у человека.
Сначала возникает первое впечатление. Оно определяет ход сиюминутного общения и выступает как опыт по отношению к последующему восприятию, в частности восприятию реакции объекта на действия субъекта.
Полученные впечатления определяет сам факт наличия контакта: прекращение, или, наоборот, продолжение и развитие. Следующая встреча с объектом опирается на внутреннюю переработку первого впечатления. Возможный результат ее – забывание человека или же включение его в число знакомых (запоминание). При последующих встречах возникают все более определенные ожидания, базирующиеся на синтезе прошлых и актуальных впечатлений. Общаясь с человеком, мы все более детально разбираемся в нем и узнаем уже не только особые приметы, но и черты физического облика, оформления внешности и экспрессии, которые особенно не выделяются и поэтому не бросаются в глаза. И мы начинаем «узнавать» эти отдельные признаки у других людей и тем более в различных «макетах» данного человека, несмотря на возможные отклонения в них от оригинала. Наш образ становится устойчивым (константным) и с точки зрения его собственной внутренней структуры, и с точки зрения его места в системе субъективного опыта. Со временем достаточно бывает даже любого внешнего обстоятельства связанного с данным человеком, чтобы мы представили себе те или иные черты нашего знакомого и его облик в целом. Это может быть местность, погода, какие-нибудь вещи или другие люди, оказавшиеся фоном при восприятии. Опыт воспоминаний, не подкрепляемый впечатлениями новых встреч, ведет к обогащению образа, при котором некоторые черты объекта как бы стираются, а другие, наоборот, становятся более рельефными, абсолютизируются. Так, для большинства взрослых людей давно умершие родители – это большие, сильные люди, безоговорочно добрые, любящие и сердечные. Но могут абсолютизироваться и недостатки: холодность, жестокость, черствость. Эти гипертрофированные черты становятся ведущими в образе и определяют представление о человеке в целом.
Массовое общение увеличивает разнообразие людей, выступающих для нас как объекты отражения, повышают плотность возникновения пространственных контактов в единицу времени (смену впечатлений), расширяет диапазон субъективной значимости отдельных контактов. С точки зрения опосредованности отражения отчетливо проявляются две противоположные тенденции. Во-первых, это дифференциация отдельных ситуаций за счет приобретения самостоятельного значения определенным аспектом отражения. Во-вторых, это интеграция непосредственного и опосредованного, их единство в образе как реальном факте действительности.
Вербальная коммуникация
Использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение ( ...
О психологической территории и психологических границах
Под психологической территорией понимается то пространство вокруг человека, которое он считает как бы личной зоной. При взаимодействии людей друг с другом их психологические территории (или границы территории) приходят в соприкосновение. Они могут пересекаться, подвергаться оккупации, уважаться или насильственно ограничиваться. Психолог ...
Взаимодействие анализаторов
Взаимодействие анализаторов проявляется прежде всего в том, что поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного анализатора под влиянием внешних факторов приводят к изменению характеристик других анализаторов. Так, чувствительность зрительного анализатора может изменяться под влиянием целого ряда факторов. Многие ...
Разделы