При работе с неуспевающими детьми перед нейропсихологом стоят две задачи: диагностика и коррекционная работа. Они ориентируют нейропсихолога как вспомогательную службу в школе - помочь ученику учиться, а учителю - учить. От понимания учителем сильных и слабых звеньев ребенка во многом зависит успешность обучения www.guidebanking.ru
Высокий эмоциональный настрой и дозирование нагрузок существенны для всех детей классов КРО.
Обследование детей младшего школьного возраста следует начинать с изучения состояния игровой деятельности: ее сохранности или нарушения. Изучить природу нарушения этого вида деятельности. Однако, необходимо решать и ряд других задач. Например, исследование умений и навыков (рисования, толкования своих рисунков; быстроты, точности выполнения задания; коммуникативные способности). Все эти умения и способности отражают степень сохранности (или несформированности) двигательной сферы, сферы образов-представлений, эмоционально-волевую сферу личности. «Это составит основу представления о развитии тех или других сторон психической деятельности.
Исследуются:
1. Предметные действия – тесты на все виды праксиса и особенно – динамического, позы и пространства.
2. Восприятие (разной модальности) и особенно – речевой слух, предметно-зрительное восприятие и тактильное восприятие предметов.
3. Память - общая (непосредственная и отсроченная), слухоречевая, предметно-зрительная.
4. Внимание – о его состоянии делается вывод на основании предыдущих видов деятельности ребенка.
5. Речь – изучается педагогом в процессе всего обследования, т.к. во всех тестах можно обнаружить состояние понимания речи (инструкций), диалогической речи, состава лексики и фразовой речи. Специально нужно исследовать фонематический слух, повторение, называние предметов и слов-действий, спонтанную речь (пересказ картинки, у старших детей — устное сочинение, текст — «расскажи, как провел лето» и др.).
6. Интеллект — простые тесты на аналогии, классификацию предметных картинок, классификацию (разложить по группам) всех предметов, которые лежат на столе (находятся в комнате).
7. Во время игры исследуется и ориентировка ребенка в месте и времени: какое сегодня число (месяц, год), а где ты сейчас находишься и т.д.» [22, с.23].
«Нейропсихологический анализ поведения и личности ребенка, вхождения в игру, принятия им и выбора игры, интереса в игровой ситуации, эмоционального отношения к игре и педагогу, процессуальной стороны игры и контакта с педагогом дают богатый материал о нарушении (несформированности) или сохранности личности, поведения, эмоций, общения, определенных форм речи — диалога, императивной речи («дай», «не так», «сделай по-другому», «твоя очередь» и т.д.), восприятия, памяти и др.
Это дает возможность исследовать непроизвольный уровень практически всех психических процессов. У исследователя складывается общий психологический и дефектологический «портрет» ребенка. Обнаруживаются сильные и слабые стороны, сохранные и нарушенные психические процессы. Представление о психических процессах и их мозговых основах. Это может стать стартовой информацией, на основании которой легко наметить стратегию дальнейшего нейропсихологического обследования, если окажется необходимым уточнить механизмы и структуру нарушения» [22, с.29].
В конце нейропсихологического обследования делается заключение, в котором описываются результаты качественного анализа выполнения тестов. В результате качественного анализа всего материала должна получиться обобщенная, синдромная картина нарушения психических функций, должны быть вскрыты и причины нарушения речи, письма, счета, чтения и других ВПФ. Качественный анализ подразумевает поиск фактора, лежащего в основании обнаруженных симптомов, т.е. нарушений психических функций. На его основе обнаруживается синдром, т.е. избирательное нарушение одних функций, в основе которых лежит этот фактор, и сохранность других психических процессов, в структуру которых этот фактор не входит.
Контингент.
Процентное соотношение респондентов по полу было практически одинаковым, что контрастирует с нашим опытом очного консультирования, в котором на ¾ преобладают женщины. Возможно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что при тенденции чаще обращаться за психологической помощью, в настоящее время женщин – пользователей в Рунете прим ...
Приложения
Приложение 1
Сводная таблица по анкетированию
Название вопроса
Вариант ответа
% соотношение по полу
Ж
М
Что вы понимаете под девиантным (отклоняющимся) поведением?
Агрессивное поведение
60
10
Употребление спиртных напитков
15
10
Употребление наркотических веществ
30
5
Хорошие в ...
Профессионально важные качества - основа профессионально-психологического
отбора. История возникновения и развития понятия «ПВК в отечественной
психологии, и взаимосвязь со способностями личности
В начале рассмотрим термин «Профессия». Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых фун ...
Разделы