Кризис трех лет

К трем годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам»,-требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом, а сейчас, немедленно. Он начинает противопоставлять свои желания желаниям взрослых, поскольку уже перерос те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Вследствие этого возникает кризис раннего возраста, или кризис трех лет. Его основные характерные признаки:

• Возникновение негативизма, т.е. поведения, идущего вразрез с тем, что предлагают взрослые. Это реакция не на содержание действие, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребенка отказываться от предложения даже вопреки своему желанию. Часто можно наблюдать сцену, когда голодный ребенок не хочет есть то, что ему предлагают. Однако стоит только сказать: «ну и не надо, я и не хотел тебе этого давать», как он немедленно начинает требовать, чтобы ему дали эту еду.

• Появление упрямства, т.е. настаивание на своем не потому, что этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Причина настаивания в том, что ребенок хочет, чтобы с ним тоже считались.

• Строптивость, т.е. поведение, направленное против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося ранее.

• Своеволие как отражение стремления к самостоятельности.

• Деспотизм по отношению к окружающим. Мама не должна уходить из дома. Она должна постоянно быть с ним такого требования ребенка. Или кормить его должна только бабушка.

• Своеволие как отражение стремления к самостоятельности.

• Проявление протеста - бунта: поведение приобретает протестующий характер, словно он воюет с окружающими, находится с ними в постоянном конфликте.

• Обесценивание всех и вся: от матери до игрушек. Так, ребенок из хорошей семьи начинает вдруг ругаться, называть мать «дурой», плюет на отца и т.д.

Естественно, в этот период взрослые испытывают значительные трудности в управлении поведением ребенка. При этом негативные формы его поведения направлены главным образом только на те взрослых, которые постоянно ухаживают за ним, и не касаются сверстников, братьев и сестер.

Однако и сам ребенок может испытывать при этом сильные и глубокие переживания. У него возникают не только внешние, но и внутренние конфликты. Нередко наблюдаются и невротические реакции, например энурез (ночное недержание мочи). Ночные страхи, беспокойный сон, иногда временное заикание, гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами) - все это проявление заостренных черт негативизма, упрямства и протеста.


Индивидуально-типологические особенности личности
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, ...

Проблемы неполных семей и их влияние на индивидуально психологические особенности подростков
Неполная семья - это один из основных социально - демографических типов современной семьи. Неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок. Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследстви ...

Личность (определение, периоды становление, признаки зрелости)
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Этапы становления личности: Кризис - это становление личности. Первый этап кризиса - младенческий, который проявляется в возрасте от 3 до 7 лет. Когда происходит становление личнос ...