Если у женщины есть чувство юмора – это, как мы выяснили, прекрасно. Оно помогает снять конфликт, перевести его в плоскость доброжелательного критического взгляда на себя со стороны. Нередко юмор помогает преодолеть внутренний дискомфорт, унять собственную гордыню, побороть завышенные притязания и вообще облегчает жизнь. Я уже не говорю о том, что человек с юмором – находка для любой компании. Научитесь также ценить юмор собственного мужа. В принципе это дело несложное, если жена не стремится к самоутверждению, не противопоставляет себя мужу, не показывает свою персонифицированность и обладает высокой степенью терпимости. Иногда можно и немного подыграть. Ну что вам стоит хотя бы неопределенно улыбнуться в случае, когда мужу кажется, что он необычайно остроумно пошутил?
Для счастливой семейной жизни необходимо, чтобы супруги обладали определенными нравственными качествами. Какими именно? На этот счет имеются разные мнения. Эстонские исследователи, на основе опросов молодых супругов, среди таких качеств называют верность и соответствие партнера добрачному идеалу. Мужчины подчеркивают еще честность и сдержанность женщины, а женщины – серьезность мужа.[2;67]
По данным Д. Кутсар, социального психолога Тартуского университета, женщины, считающие свой брак неудачным, оценивают мужей как непорядочных и недобросовестных. Мужчины из неудавшихся семей находят своих жен недоверчивыми. Мужчины, у которых брак сложился удачно, прежде всего, подчеркивают в женах нежность, вежливость и порядочность, а женщины в мужьях – добросовестность, дружелюбность, доверчивость. В результате пятидесятилетнего опыта брачной жизни мужчины ценят в женах женственность, ласку и чистоту души; женщины в мужьях – уравновешенность и понимание партнера.[6;12]
По данным исследователя из Чехословакии К. Витека, наиболее удачным брак оказался у лиц, которые отмечали в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. Внешняя привлекательность. Ценимая молодыми людьми, у пожилых супругов отступает на задний план, предпочтение отдается таким качествам, как любовь к семье и умение вести хозяйство. Мужчины, однако, несколько больше ценили внешность женщин. Женщины же придавали значение деликатности и уравновешенности мужчин, а внешность ставили на одно из последних мест. Все они также отвергали грубость мужчин, их неряшливость и трусость.
К. Витек делает вывод, что перед вступлением в брак партнеры должны обращать внимание на наличие друг у друга таких черт, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, желание проводить вместе свободное время, широта натуры, аккуратность, деликатность, пунктуальность, самоотверженность, гибкость.
Из эмоциональных ценностей в брачном общении, по мнению опрошенных, важную роль играют взаимная любовь, готовность поддержать в трудную минуту, отзывчивость, нежность, доверие и неревнивость.[9;35]
Теперь о совместимости супругов. Эта проблема очень запутана и плохо исследована. Существуют три основные точки зрения на этот счет. Первая состоит в том, что выбор супругов и их совместимость в браке происходит преимущественно по принципу сходства: супружеские пары образуют более или менее похожие люди. Вторая точка зрения сводится к тому, что в основе выбора и совместимости супругов лежит принцип взаимодополнения: супружеские пары образуют люди, дополняющие друг друга по личностным характеристикам. Третья точка зрения, которая мне кажется более жизненной, такова – основой выбора и совместимости супругов являются особенности их восприятия и понимания качеств друг друга, зависящие от опыта личности, ее установок и ценностей. Ведь одни и те же недостатки или достоинства партнера можно принять или не принять, смотря что в них видишь или хочешь увидеть.
Разработка и внедрение социально-педагогической
программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков в
экспериментальном классе
Подростковый возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения подростков в деятельность по освоению культурных ц ...
Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития познавательной сферы младших школьников. Исследования процесса мышления в
психологии
Мышление— это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием де ...
Я среди других людей
Мои контакты с окружающим миром очень ограничены: утром на работу, вечером с работы и повседневные дела; на выходные я еду домой в поселок и провожу время либо с родителями, либо с подругами. Я практически никуда не хожу. Сейчас зима и гулять по улице холодно, а на заведения нужны немалые финансы. Конечно, это жаль, но я живу по возможн ...
Разделы