Введение

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации [11].

Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятием мотива и мотивации.

Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют себя вести определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив так же можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множества диспозиций.

Проблема готовности детей к школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата [14].

Целью

нашего исследования является изучение особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Объект

исследования

– развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Предметом

исследования

является мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

В основу нашего исследования была положена гипотеза

о том, что мотивационная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием внешней мотивации и недостаточной сформированностью внутренней позиции школьника.

Основными задачами исследования

выступили следующие:

1. Теоретически обосновать проблему исследования в психолого-педагогической литературе.

2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение мотивационной готовности к обучению в школе

детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки полученных результатов.

3. Экспериментально изучить особенности мотивационной готовности к обучению в школе

детей старшего дошкольного возраста.

4. Интерпретировать полученные результаты экспериментального изучения мотивационной готовности.

В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:

теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); экспериментальный метод (констатирующий эксперимент), количественный и качественный анализ полученных результатов.

Организационная база исследования.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №73» г. Череповца Вологодской области.

В исследовании приняли участие 8 детей старшего дошкольного возраста.


Сохранение
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после за ...

Общение
Социальная перцепция Интеракция Коммуникация Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). ...

Анализ результатов экспериментальной работы
На контрольном этапе экспериментальной работы проводилась повторная диагностика подростков экспериментального и контрольного классов с целью выявления динамики в развитии эстетики их поведения, изменений в ценностных ориентациях, взаимоотношений в классном коллективе. Результаты диагностики ценностных ориентаций подростков эксперимента ...