Материалы » Условия установления контакта психолога с клиентом » «Проданная» услуга как условие эффективности психологической помощи

«Проданная» услуга как условие эффективности психологической помощи

Проблема платности психологических услуг является своеобразной проверкой готовности психолога к внутреннему компромиссу и уровня его профессионального достоинства. Эта проблема как бы аккумулирует в себя все, о чем мы говорили до этого, и преломляет в плоскости взаимоотношений психолога с клиентом. Обычно при анализе данной проблемы ссылаются на исследования (большей частью из области психиатрии и психотерапии), убедительно «доказывающие» большую эффективность именно платных психологических услуг. Даже на уровне здравого смысла можно согласиться с тем, что многие люди любую услугу воспринимают именно как платную, т. к. услуга – это «тоже работа» и за нее обязательно надо заплатить. Обоснование здесь примерно следующее: «Если я заплатил деньги, то я хочу получить результат (услугу). При этом я не хочу чувствовать себя обманутым и постараюсь даже помочь психологу лучше решить мою проблему». Таким образом, клиент готов даже проявить определенную активность в решении своей проблемы и даже сам стремится к сотрудничеству с психологом-консультантом (хотя бы для того, чтобы «контролировать» его и своевременно напоминать о том, что «деньги заплачены не зря, поэтому извольте стараться.) При этом часто проводят аналогии с медицинской практикой, когда успешно отоперированные больные, желая отблагодарить уважаемого врача-хирурга, иногда получали в этом отказ и после этого их состояние здоровья резко ухудшалось. Обычно этому дается примерно такое объяснение: «Раз Вы не хотите взять от меня в благодарность подарок (или деньги), то, видимо, операция прошла неудачно и Вас просто совесть мучает…». В итоге, больной еще больше «накручивает» себя, и его состояние, действительно, ухудшается.

Мораль: надо не только брать большие деньги за медицинские и психологические услуги, но и стараться держать высокую цену на эти услуги, чтобы вызывать у клиентов-пациентов особое почтение к таким услугам и формировать то, что психологи называют «психотерапевтическим мифом (веру в психолога и в его удивительные методики, которые, естественно, «многого стоят»). И поскольку так рассуждают большинство клиентов-пациентов, то со всем этим во многом можно согласится, хотя известнейший психотерапевт К. Роджерс предостерегал от рассмотрения психотерапии по аналогии с медициной, т. к. хороший хирург может и не любить своего больного, а психотерапевт – просто обязан на практике демонстрировать свое безусловное позитивное принятие клиента.


Эффективность.
Для оценки эффективности нашей деятельности, спустя месяц после получения последнего месседжа от клиента, нами отправлялся стандартизованный вопросник. Анализируя обратную связь, следует признать, что ответы пришли менее чем на половину разосланных вопросников. При этом большая часть содержит положительную оценку происшедшего процесса к ...

Возрастные кризисы
Кризис - состояние человека, при котором он читает, что у него не достаточно ресурса для решения задач, которые у него стоят. Возр. кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому этапу, характеризующиеся психологическими изменениями. Обусловлены в первую очередь разрушением ...

Психодиагностика ребенка раннего и дошкольного возраста: критерии, особенности проведения
Недостаточный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудности, связанные с использованием в этом возрасте опросных методов. Особенности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего школьного возраста. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста. Необходимость адаптации мет ...