Материалы » Виды познавательных процессов и критерии их классификации » Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания

Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания
Страница 4

Анализ событий

не ставит жестких ограничений на время экспозиции стимульных объектов, на время ответа, а также на подвижность самого наблюдателя в процессе восприятия.

Клинический

метод применяется при исследовании патологических нарушений восприятия, вызванных соматическим или психическим заболеванием либо имеющих травматическую природу. Оценивается качественное своеобразие восприятия больных по сравнению с нормальным контингентом и уровень функционирования отдельных сенсорных, моторных и центральных перцептивных механизмов. Используются процедуры беседы, функциональных и тестовых проб. Для диагностики системных нарушений опознания (агнозии) используют набор нейропсихологических приемов исследования. Важную информацию дает анализ отдельных случаев течения болезни.

Метод моделирования

работы перцептивной системы нацелен на строгое математическое описание и предсказание отдельных феноменов восприятия и полученных эмпирических зависимостей. Формализованное описание механизмов и принципов преобразования перцептивной информации находит применение при построении автоматизированных систем распознавания.

Приемы развития и управления процессами восприятия - процесс качественного видоизменения восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). Примерами такого рода деятельности могут быть следующие игры и упражнения. Игра “Будь внимателен”

. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать психолога: если психолог правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Игра “Поэт”

. Психолог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные . (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту . (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол Поздним вечером . (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то . (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне - мячик. Ты девочка, а я . (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я . (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую . (лису, белку).

Опустела мостовая, И уехали . (автобусы, трамваи, такси).

Страницы: 1 2 3 4 


Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма
Нервная система – это разветвлённая сложная сеть нервных клеток – нейронов и их отростков. Нейроны обеспечивают поступление сигналов от органов чувств в центр мозга, а от мозговых центров к мышцам и другим системам организма. Передачу возбуждения от одной клетке к другой обеспечивают специальные вещества, называемые медиаторами (посредн ...

Понятие эмоций и их роли в жизни человека в интерпретации различных теорий
Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин дал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в как ...

Характеристики эмоции интереса
Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества. Не следует пу ...