Материалы » Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе » Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками

Значение статуса для подростка и его влияние на взаимоотношения с ровесниками
Страница 7

В.Ф.Пирожков, посветив изучению механизмов возникновения и закономерностей функционирования криминальной субкультуры среди несовершеннолетних и молодежи около 30 лет, проведя большое количество лонгитюдных исследований, как с криминальными подростками, так и с подростками из обычных подростковых объединений, утверждает, что существует широкий круг факторов, так или иначе влияющих на статус несовершеннолетнего и молодого человека, его положение в групповой иерархии. www.transportsense.ru

В.Ф.Пирожков предлагает классификация факторов (рис.2), влияющих на статус и положение личности в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи [37].

http://www.criminalnaya.ru/aferisti/-099996/TATTOO_CRIME_5.JPG

Рисунок 2. Факторы, влияющие на статус и положение личности

в криминальной группе несовершеннолетних и молодежи

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Г.Крайг, Д.Бокум отмечают, что сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, а так же боязнь быть отвергнутым являются главными движущими силами в общении подростка. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят [28, с.671].

В.Казанская пишет о подростках: «склонны считать, что статус – важное основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим». Если подростка увидят в обществе лидера, то по его мнению, и его статус возрастает[24, с.124].

Статус лидера весьма привлекателен для большинства подростков. На его обретение могут повлиять разные факторы; например, более быстрое, чем у сверстников, половое созревание подростка сильно повышает его статус в группе. Несомненно, личные качества лидера играют решающую роль в достижении и удержании этого статуса. Разумеется, лидер должен пользоваться авторитетом и популярностью. Совершенно необходимы также уверенность в себе, неподверженность стрессам и, особенно, «социальное чутье» - способность разбираться во взаимоотношениях между членами группы. Многие качества лидера определяются направленностью группы.

Н.П.Аникеева считает, что подростки, стремясь повысить в школе свой статус, но не обладая для этого достаточными социально приемлемыми средствами, сплошь и рядом реализуют свои цели неадекватными способностями, привнося в общение с одноклассниками нормы и «ценности» компании – зачастую имеющей характер асоциальной ассоциации, - которые, как они надеются, обеспечат им признание среди соучеников, действуя, например, по пресловутому принципу «сила есть – ума не надо». Неблагоприятное положение большинства «трудных» в школьном классе является следствием и причиной отклонений в их духовном и нравственном развитии. В классах с низким уровнем развития межличностных отношений «трудные» могут занимать лидерские позиции и оказывать значительное отрицательное влияние на формирование групповых норм.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Изучение неформальной структуры межличностных отношений
Изучение неформальной структуры межличностных отношений проводилось при помощи социометрической методики. Нашей целью являлось выявление статуса подростков по 5 критериям: интеллектуальный статус, деловой статус, эмоциональный статус, коммуникативный статус, общий статус. Результаты исследования представлены в таблицах 16 – 31 и таблица ...

Типы восприятия людьми друг друга
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную рол ...

Практическая работа. Мое представление о самом себе как личности
У каждого человека свой неповторимый внутренний мир, свой взгляд на вещи, свое индивидуальное мировоззрение. Наверное, каждый человек считает себя неповторимым, не таким как все и я не исключение. Такой как я нет больше, по этому поводу я люблю говорить: я такая же, как все, но я одна из всех. Некоторые могут сказать, что я странная в ...