В.Г.Василевский особо отмечает, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями группа может быть фантазией. Не имея возможностей и навыков общений для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных или игровых фильмов. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся [цит. по 18, с.22]. www.tlookup.ru
Особое место занимает подростковая агрессия. Как известно, существует мнение, что период с 13 до 16 лет является сплошным многолетним возрастным кризисом. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. Е.В.Слотина пишет, что у подростка появляется ряд экзестенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начинать совершать самостоятельные поступки [43, с.124].
А.Бандура пишет, что современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
1) проявлять открыто, получать толчки и жизненный опыт – следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
2) прятать и подавлять агрессию, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
При этом А.Бандура отмечает, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, а другой – по второму [10, с.257].
С.Н.Ениколопов считает: «у подростковой агрессии есть три основных функции. В первую очередь, агрессия — лучший способ защиты своего «Я» от воображаемой или реальной угрозы. Проявление такой агрессии во многом зависит от того, что юноша или девушка понимает под своим «Я». Многие подростки уже при первом знакомстве начинают вести себя агрессивно, поскольку должны постоянно самоутверждаться. Вторая функция агрессии — выплеск психологического напряжения, поиск «козла отпущения» (об этом уже говорилось) и третья — достижение своей цели: «Я хочу прорваться к этой двери, поэтому отталкиваю всех на своем пути».
Агрессия детей и подростков может быть направлена и на самого себя. Аутоагрессия — это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки, да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение. Сейчас эта проблема стала очень актуальной из-за психосоматических проблем и заболеваний [40, с.6].
И.А.Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.
Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравентированность (общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетаются с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подтверждается хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.
Кроме того эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Обычно это связанно с недостаточной социализацией и неумением или нежеланием сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу, же не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понимают, что дело добром не закончится. Агрессивные дети действуют агрессивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из своего негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Такие дети способны на ложь, нечестность, измену.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.
Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся более общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
Методологическая часть. Проект выборки.
Опрос всех молодых людей, составляющих объект исследования практически невозможен так как пришлось бы опросить, только в нашем городе, несколько тысяч человек, поэтому мы прибегаем к выборочному обследованию, то есть к сбору данных путем опроса специально подобранной группы респондентов в количестве 26 человек (11 класс МОУ г.Сургута). ...
Результаты и интерпретация исследования
Наличие или отсутствие связи между социальной желательностью (20 – пунктовой методики) и личностными характеристиками выявлялось при помощи непараметрического коэффициента корреляция Спирмена, вычисляемого по формуле:
, где
d – разница между рангами
n – количество испытуемых
В результате проведения исследования мы получили следующие ...
Характер
Использован опросник Леонгарда-Шмишека.
Рис. 1 - Выраженность акцентуаций
У данного испытуемого обнаружено четыре акцентуации (возбудимый, эмотивный, экзальтированный, циклотимный). Обнаруженные акцентуации во многом противоречат тесту Айзенка и наблюдаемому поведению. Это может быть как свидетельством противоречивости личности испы ...
Разделы