Материалы » Основы психодиагностики » Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе

Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы следующие этапы его организации:

1) разработка психологом программы сопровождения;

2) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учётом собственных возможностей на основе базовой программы;

3) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

4) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

5) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

7) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

8) проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по результатам адаптационного периода;

9) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде в школе".

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап — ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Методика психологической оптимизации обучения в средней школе:

- готовность учащихся 3-4 классов к переходу на вторую ступень обучения;

- диагностика и развитие интеллектуальных новообразований, необходимых для успешного обучения в средней школе;

- психологическая диагностика навыка чтения, профилактика неграмотности;

- оценка и развитие творческого потенциала учащихся;

- выявление остаточных неврологических осложнений, способы их компенсации;

- диагностика и профилактика школьной тревожности;

- диагностика и оптимизация личностного развития учащихся (формирование адекватной самооценки, самостоятельности, волевого самоуправления).

Экспресс-диагностика адаптированности учащихся 3-11 классов:

- анализ адаптированности учащихся к социальной ситуации (оценка взаимоотношений с одноклассниками, учителями, членами семьи) и к процессу обучения (оценка общей учебной мотивации, отношения к отдельным предметам и др.), выявление причин дезадаптации, оказание психологической помощи;

- анализ утомляемости, работоспособности, преобладающего настроения и эмоциональной самооценки, оказание психологической помощи;

- оценка социально-психологического климата в классе, прогноз и профилактика социально-психологических проблем.


Изучение неформальной структуры межличностных отношений
Изучение неформальной структуры межличностных отношений проводилось при помощи социометрической методики. Нашей целью являлось выявление статуса подростков по 5 критериям: интеллектуальный статус, деловой статус, эмоциональный статус, коммуникативный статус, общий статус. Результаты исследования представлены в таблицах 16 – 31 и таблица ...

Интерпретация результатов исследования
На третьем этапе экспериментального исследования проводился качественно-количественный анализ полученных данных. В рамках экспериментальной работы было проведено корреляционное исследование (критерий ρ - Пирсона), позволившее выявить связь между параметрами используемых методик. Корреляционный анализ проводился с целью установления ...

Четыре базисных принципа в основе переговоров
1) Люди (сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров); 2) Интересы (сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях); 3) Варианты (прежде чем решить, что делать, выделить круг возможностей); 4) Критерий (настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме). ...