Материалы » Основы психодиагностики » Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе

Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе

Педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы следующие этапы его организации:

1) разработка психологом программы сопровождения;

2) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учётом собственных возможностей на основе базовой программы;

3) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов (учителей физкультуры, искусства и др.) для проведения итоговых коллективных творческих дел;

4) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

5) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

7) итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

8) проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по результатам адаптационного периода;

9) подготовка итоговой справки-анализа "Об адаптационном периоде в школе".

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап — ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Методика психологической оптимизации обучения в средней школе:

- готовность учащихся 3-4 классов к переходу на вторую ступень обучения;

- диагностика и развитие интеллектуальных новообразований, необходимых для успешного обучения в средней школе;

- психологическая диагностика навыка чтения, профилактика неграмотности;

- оценка и развитие творческого потенциала учащихся;

- выявление остаточных неврологических осложнений, способы их компенсации;

- диагностика и профилактика школьной тревожности;

- диагностика и оптимизация личностного развития учащихся (формирование адекватной самооценки, самостоятельности, волевого самоуправления).

Экспресс-диагностика адаптированности учащихся 3-11 классов:

- анализ адаптированности учащихся к социальной ситуации (оценка взаимоотношений с одноклассниками, учителями, членами семьи) и к процессу обучения (оценка общей учебной мотивации, отношения к отдельным предметам и др.), выявление причин дезадаптации, оказание психологической помощи;

- анализ утомляемости, работоспособности, преобладающего настроения и эмоциональной самооценки, оказание психологической помощи;

- оценка социально-психологического климата в классе, прогноз и профилактика социально-психологических проблем.


Общие аспекты психологии. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает, ...

Особенности развития познавательной сферы. Особенности внимания и восприятия
Корректурная проба Таблица 1 - Данные корректурной пробы № временного интервала (каждый по 60 с.) Количество просмотренных знаков Количество пропусков Количество ошибок (лишние знаки) 1 326 - - 2 282 1 - 3 288 - - Рис. 2 - Скорость выполнения задания в корректурной пробе Р ...

Выводы
Таким образом, данное исследование ставило своей целью теоретический анализ проблемы влияния эстетических норм на межличностные отношения старших подростков, разработку социально-педагогической программы формирования норм эстетического поведения и общения у подростков экспериментальную проверку гипотезы о том, что современные социально- ...