Материалы » Основы психодиагностики » Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики

Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению: принципы, методы, методики

Понятие «психологическая готовность к обучению в школе» было введено в тезаурус психологической науки достаточно давно.

В 1948 г. А.Н, Леонтьев предложил обозначать этим термином способ ность ребенка успешно перейти от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности к школе он считал способность управлять своим поведением.

Наиболее емкое определение готовности к школе, по нашему мнению, предложено А.В. Запорожцем, который считал, что готовность к обучению « . представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированных механизмов волевой регуляции и т.д.».

В целом на сегодняшний день определилось представление о готовности ребенка к школе как о совокупности его знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для обучения. В качестве показателей готовности наиболее часто выделяются следующие:

¾Общее физическое развитие.

¾Овладение достаточным объемом знаний(информированность).

¾Сформированность представлений о социальном взаимодействии,

¾развитие некоторых привычек поведения.

¾Овладение связной грамматически и фонетически грамотной ре

¾чью.

¾Развитие тонкой моторики руки, кисти, пальцев, необходимой для

¾овладения письмом.

¾Сформированность желания учиться, интерес к знаниям и способам

¾их получения.

Таким образом, в качестве основных показателен достижения ребенком готовности к обучению в школе большинство авторов выделяет различные особенности его интеллектуальной деятельности. В данном аспекте практически не затрагивались характеристики развития эмоциональной сферы, коммуникативные способности, да и практически все личностные качества (за исключением специфики мотива-ционно-потребностной сферы). Фактически определение уровня готовности к школе сводилось к определению запаса знаний ребенка и степени развития у него произвольной регуляции деятельности.


Психологические особенности леворуких детей. Понятие леворукости и причины ее возникновения
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен прив ...

Характеристики эмоции интереса
Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества. Не следует пу ...

Анализ результатов
1. Обработка результатов по первой методике выявила групповой показатель, который наглядно представлен в виде диаграммы: Интерпретация результатов Само понятие нервно-психическая устойчивость трактуется, как способность переносить значительные физические и психические нагрузки без существенного снижения работоспособности и на ...