Материалы » Основы психодиагностики » Анкетные методы и оценочные шкалы

Анкетные методы и оценочные шкалы
Страница 1

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования.

По числу респондентов

¾Индивидуальное анкетирование (один респондент)

¾Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры

¾Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

¾Сплошное (опрос всех представителей выборки)

¾Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

¾Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

¾Заочное (анкетёр отсутствует)

¾Рассылка анкет по почте

¾Публикация анкет в прессе

¾Публикация анкет в Интернете

¾Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование.

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

Оценочные шкалы (шкалы L, F и К) были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. Однако последующее изучение позволило установить, что эти шкалы имеют и значимые психологические корреляты.

Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемые подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале освидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быт обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь виду, что некоторые лица склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные не имеющие существенной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характер!

Шкала F

Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как "верные" лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация методика многостороннего исследования личности. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы теста.

Страницы: 1 2


Акцентуированные Личности (демонстративная, застревающая, педантичная, возбудимая)
Акцентуация личности - нормальная особенность личности, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Термин "акцентуация" в 1968 году ввёл немецкий психиатр Карл Леонгард. Акцент ...

Проблема индивидуальных различий
Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем, с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружаю ...

СМИ и информационные потребности аудитории.
Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами[4]. Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективно ...