На первом этапе исследования проводилась диагностика агрессивности ребенка дошкольного возраста из полных и неполных семей при помощи анкеты «Критерии агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.
В исследовании принимало участие 23 ребенка 6-7 лет дошкольного возраста: 12 из неполных семей и 11 из полных семей.
Полученные результаты по данной методике у детей дошкольного возврата из неполных семей приведены ниже:
1. Ананьева Саша – 11 баллов
2. Белоусова Наташа – 8 баллов
3. Ежова Таня – 16 баллов
4. Журавлев Дима – 17 баллов
5. Клевачева Лена – 7 баллов
6. Козлов Андрей – 15 баллов
7. Морозов Алеша – 15 баллов
8. Насонкина Маша – 7 баллов
9. Сидорова Оксана – 7 баллов
10. Степнова Люба – 6 баллов
11. Федоров Степан – 6 баллов
12. Яковлев Семен – 7 баллов
Средний балл равен 10,2.
Полученные результаты по данной методике у детей дошкольного возврата из полных семей приведены ниже:
1. Власов Вадим – 7 баллов
2. Егорова Люба – 7 баллов
3. Ковалев Кирилл – 7 баллов
4. Камкова Люда – 6 баллов
5. Киселева Наташа – 5 баллов
6. Курятов Алеша - 1 балл
7. Миронов Егор – 5 баллов
8. Никифорова Нина - 4 балла
9. Петров Саша – 3 балла
10. Соловьев Коля – 3 балла
11. Щербаков Алеша – 1 балл
Средний балл равен 4,5.
Мы удостоверились, что показатели у детей из неполных семей выше от показателей у детей из полных семей. На графиках из Приложения № 3 мы увидим, что у детей дошкольного возраста из неполных семей наблюдаются высокие показатели уровня агрессивности.
На втором этапе мы исследовали тревожность с помощью теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена.
Результаты по данной методике приведены ниже.
Для детей дошкольного возраста из неполных семей:
1. Ананьева Саш – 42%
2. Белоусова Наташа – 50%
3. Ежова Таня – 64%
4. Журавлев Дима – 57%
5. Козлов Андрей – 71%
6. Клевачева Лена – 64%
7. Морозов Алеша - 78%
8. Насонкина Маша – 64%
9. Сидорова Оксана – 57%
10. Степнова Люба – 42%
11. Федоров Степан – 28%
12. Яковлев Семен – 28%
Средний процент равен 54.
Для детей дошкольного возраста из полных семей:
1. Власов Вадим - 14%
2. Егорова Люба – 21%
3. Козлов Андрей – 28%
4. Ковалев Кирилл – 35%
5. Камкова Люда – 28%
6. Киселева Наташа – 14%
7. Миронов Егор – 42%
8. Никифорова Нина – 50%
9. Петров Саша – 28%
10. Соловьев Коля – 14%
11. Щербаков Алеша – 21%
Средний процент равен 27.
Результаты показывают, что уровень тревожности в неполных семьях намного выше, чем у детей из полных семей.
На графиках из Приложения № 4 мы можем это увидеть.
На третьем этапе мы исследовали такие симптомокомплексы, как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность и фрустация, трудности общения, депрессивность с помощью методики «Дом. Дерево. Человек» С.В. Велиевой.
Результаты по средним баллам по этой методике в каждой из групп приведены ниже.
У детей дошкольного возраста из неполных семей:
1. Незащищенность – 8,8 балла
2. Тревожность – 15 баллов
3. Недоверие к себе – 0,9 балла
4. Чувство полноценности – 0,5 балла
5. Враждебность – 4,3
6. Конфликтность и фрустация – 1,8
7. Трудности общения – 2,9
8. Депрессивность –0
У детей дошкольного возраста из полных семей:
1. Незащищенность – 5,4 балла
2. Тревожность – 5 баллов
3. Недоверие к себе – 0,5 балла
4. Чувство полноценности – 0,9 балла
5. Враждебность – 2,7
6. Конфликтность и фрустация – 1,7
7. Трудности общения – 1,6
8. Депрессивность –0
Результаты по средним баллам нанесены на графике в Приложении №5, для более подробного рассмотрения мы берем тот симптомокомплекс, где самая высокая разница, в нашем случае это тревожность.
На четвертом этапе мы исследовали развитие восприятия у детей дошкольного возраста в полных и неполных семьях с помощью методики «Чего не хватает на этих рисунках» Р.С. Немова. Результаты по каждой из групп приведены ниже.
Для детей дошкольного возраста из неполных семей:
1. Ананьева Саша – 5 баллов
2. Белоусова Наташа – 9 баллов
3. Ежова Таня – 7 баллов
4. Журавлев Дима – 5 баллов
5. Козлов Андрей – 3 балла
6. Клевачева Лена – 8 баллов
7. Морозов Алеша – 5 баллов
8. Насонкина Маша – 9 баллов
9. Сидорова Оксана – 7 баллов
10. Степнова Люба – 8 баллов
11. Федоров Степан – 5 баллов
Что должен помнить психолог и знать клиент для установления контакта?
В работе психологов-консультантов и психотерапевтов существует ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения специалиста. Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности – ...
Основные составляющие имиджа семьи
Имидж семьи можно классифицировать по следующим параметрам:
- знаку (очевидно, что имидж семьи может быть положительным и отрицательным);
- соотношению личностной и профессиональной составляющих семьи;
- по фактору, образующему имидж семьи (имеется в виду, что факторы, влияющие на имидж семьи, могут быть различными: к ним относятся т ...
Анализ и оценка результатов диагностики агрессивного поведения
мальчиков и девочек подросткового возраста на формирующем этапе эксперимента
После разработки и использования практических рекомендаций по коррекции агрессивности проявляющейся у мальчиков и девочек подросткового возраста была проведена контрольная диагностика.
Таблица 6 Результаты методики "Опросник Басса-Дарки" диагностирующей
виды агрессивных проявлений
на формирующем этапе эксперимента
№ п/ ...
Разделы