Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У малыша оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень - функциональная, когда ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса. На третьей ступени, у детей постарше, удовольствие возникает в начале деятельности, и ни результат действия, ни сам процесс не являются центральными в эмоции ребенка. В этом случае ребенок переживает удовольствие, предвосхищая событие. Восьмилетняя Наташа Р. нарисовала картинку на тему “Я такая довольная, я такая счастливая” и рассказала о ней так: “Я тут гуляю с собакой. Хочу, чтоб подарили собаку, главная мечта в жизни. Никого пока нет. Но я такая довольная, я такая счастливая - знаю, что подарят”. Соединение понятий “приятно” и “хорошо” характерно только для детей раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт и теперь уже считает, что хорошо - это то, за что хвалят. И наоборот: если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание того, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, гораздо результативнее вызвать у него приятные эмоции, когда он сделал что-то правильно. Ученица второго класса Рита К, рассказала, как ее мама обычно реагирует на хорошую отметку: “Я получила пятерку, и мама радуется. Мама веселая - и я веселая”. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям, они объясняли: “С ними было интересно!”.
Ребенку необходимо, чтобы его любили и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является “старшим”. Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Шестилетняя Женя Ц., хозяйка котенка Чипа, придумала такой рассказ по рисунку “Я довольна”: “Я довольна, что мама мне купила мороженое, а Чипу - молока. На рисунке не только я довольна, но и Чип”.
Для ребенка такая радость за другого - пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим. Ученик второго класса Андрей Б. рассказал по рисунку “Я переживаю” следующую историю: “Моего друга Виталика будут оперировать. Готовят к операции - вот уже инструмент подготовили. Вдруг операция пройдет плохо - страшно переживаю, еду в такси”. Он же на другом уроке поразил нас таким рассказом: “Я такой довольный, я такой счастливый, - потому что пингвины поймали в Антарктиде рыбу и теперь сыты”. Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные - ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Однако многие родители не понимают, в чем радость для их детей. Поэтому они, желая видеть своих детей счастливыми, нередко задаривают их большим количеством дорогих и красивых игрушек. Но если игрушек много, дети теряют радость обладания ими, перестают их ценить и беречь - все можно бросить, сломать. Из такого безответственного отношения к игрушкам постепенно формируется пренебрежительное отношение к вещам как предметам человеческого труда: впоследствии не будут цениться ни свои, ни чужие, ни государственные вещи. Поэтому лучше, когда игрушек не слишком много. Тогда каждая приносит больше радости и ее берегут и своевременно чинят. В этом случае возникает уважение к труду, в них вложенному.
Развитие положительных эмоций ребёнка
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия ребенка складывается ощущение «со мной все хорошо», «я хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».
Развитие воли происходит в направлениях
· Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.
· Обретение человеком контроля над своим поведением.
· Выработка волевых качеств личности.
· Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточн ...
Заключение.
В завершение можно сделать вывод о том, что тему о влиянии учета типа личности в различных видах деятельности следует развивать и раскрывать в дальнейшем. Что главная роль в воспитании ребенка отводится в первую очередь родителям и самому близкому окружению ребенка, и только потом воспитателям в детской саду, учителям в школе и т. д.
В ...
Теоретические аспекты феноменологии конфликта. Понятие
конфликта.
Конфликт
( от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их ...
Разделы