В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.
Так, общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым). Немов пишет, что одним из фактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга мназывается «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, то есть мы были уверены, что во всяком случае в экспериментальной группе А гипотеза подтвердится полностью, ведь на первичное о человеке впечатление влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что в нашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.
Тем не менее, несмотря на всю логику теории, на практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса подтвердилась лишь частично. Так, у неформального лидера группы А самооценка оказалось низкой (правда, уровень самооценки среди одногруппников – десятое место, то есть далеко не самая низкая самооценка в группе) Среди людей со средней самооценкой четыре из пяти оказались предпочитаемыми, пятый – принимаемым. В целом в группе 2 аутсайдера и оба с низкой самооценкой, но все же не самой низкой по группе. В экспериментальной группе Б ситуация оказалась еще более запутанной, то есть там можно говорить скорее не о высоком социометрическом статусе людей с самой высокой по группе самооценкой, но о высокой степени внимания группы к этим людям, так как они получили общее число выборов выше среднего по группе. Самое же интересное, что, как видно из диаграмм «Зависимость», наблюдается определенного рода полярность: самой высокой (самая низкая розовая точка) и самой низкой (vice versa) самооценкам соответствуют приблизительно одинаковые уровни рассматриваемых параметров (см приложение). Это наблюдение может дать почву для проведения следующих исследований.
Понятие эмоций и их роли в жизни человека в интерпретации различных теорий
Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин дал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в как ...
Причины агрессивного поведения на разных стадиях подросткового
возраста
Агрессивность
следует понимать как "свойственную личности черту характера, особенность нрава субъекта, обусловленную биологически-конституциональными особенностями и имеющую во многом важное эволюционное значение для выживания вида". Агрессия
"базируется на агрессивности и направлена на причинение физического, моральног ...
Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы. Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория ...
Разделы