Материалы » Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи » Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи. Цели, задачи и методы исследования

Содержание исследования памяти детей с общим недоразвитием речи. Цели, задачи и методы исследования
Страница 1

Анализ специальной литературы позволил обозначить цель проведения исследования: выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. Были использованы представленные в специальной литературе методики исследования памяти (Ю.А. Афонькина, Р.Е. Лурия, А.А. Леонтьева, Г.А. Урунтаевой, Р.С.Немова). www.trafficcase.ru

Задачи:

1. Рассмотреть развитие памяти у детей дошкольного возраста через анализ специальной литературы.

2. Выявить особенности развития памяти у детей с ОНР.

Рассмотреть методики по развитию памяти у детей.

Содержание методики исследования

Использовались следующие методики.

Тест «10 слов»

Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми без речевого нарушения. Материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.

Обработка и анализ данных. Присвоение баллов происходит по алгоритму:

10 баллов – ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.

8–9 баллов – ребенок назвал 8–9 слов в правильной последовательности с первого раза.

6–7 баллов – ребенок назвал 6–7 слов в правильной последовательности с первого раза.

4–5 баллов – ребенок назвал 4–5 слов в правильной последовательности с первого раза.

2–3 балла – ребенок назвал 2–3 слова в правильной последовательности с первого раза.

0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 1 слова.

Оценка результатов:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых. Здесь результат зависит от количества повторений для правильного выполнения задания.

Для определения объема кратковременной зрительной памяти была использована методика «Запомни рисунки».

Инструкция: На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок.

Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать (14,9). Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стр ...

Экспериментальные исследования. Описание объекта исследования
При изучении социально-психологического климата в педагогическом коллективе использовались методики, которые были максимально приближены к условиям реальной деятельности учителя, обеспечивали высокий уровень мотивации в условиях группового эксперимента, отвечали требованиями надёжности и валидности, а также были приемлемы для учителей, ...

Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы. Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория ...