Материалы » Профессия клинического психолога » Образ психолога в сознании населения

Образ психолога в сознании населения

В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные особенности. Пациент, зачастую не замечая профессиональности психолога, обращает внимание в первую очередь на позицию, занимаемую психологом относительно него, проявление личностных качеств консультанта. Таким образом, личностные характеристики психолога становятся важным профессиональным звеном его деятельности, и определение места той или иной особенности принимает роль ведущей исследовательской задачи.

Исходя из этого, было проведено исследование, в котором приняли участие 51 испытуемых, отобранных случайным способом, с целью выявления личностных особенностей «идеального» (в сознании потенциальных пациентов) психолога. Методологической основой исследования явилось рассмотрение профессии психолога в категории «человек-человек» (по Е.А.Климову).

Возраст исследуемых колебался от 16 до 58 лет и составил в среднем 26,29+1,53 лет. Среди всех исследованных женщины составили 74,5%, мужчины – 25,5%. По социальной принадлежности испытуемые относились к студентам, аспирантам и преподавателям. В качестве инструмента исследования использовалась адаптированная к условиям нашей страны методика Т.Лири (Л.Н.Собчик) – методика Диагностики межличностных отношений ДМО, которая позволяет изучать широкий спектр социально-психологических особенностей личности.

Испытуемым предлагалось ответить на вопрос о том, каким он представляет себе «идеального» психолога. Полученные результаты обрабатывались при помощи методов математической статистики.

Анализ результатов исследования показал, что в сознании потенциальных пациентов психолог-профессионал должен обладать следующими личностными качествами (расположены в порядке убывания представленности):

1) ответственный великодушный - 7,5+0,52 баллов;

2) сотрудничающий конвенциальный – 7,47+0,42 баллов;

3) властный лидирующий – 7,17+0,37баллов;

4) независимый доминирующий – 5,47+0,26 баллов;

5) прямолинейный агрессивный – 5,21+0,34 балл;

6) покорный застенчивый – 4,11+0,32 баллов;

7) зависимый послушный – 3,86+0,41 баллов;

8) недоверчивый скептический – 2,56+0,37 баллов.

Как видно из приведенных данных, на первый план в образе идеального психолога испытуемые выдвигают черты деликатности, отзывчивости, заботливости, доброты, способность вселять уверенность, способность к сотрудничеству, доброжелательность, общительность, любезность в обхождении и тому подобное. Не желательными для психолога отмечают черты недоверия, скептицизма, обидчивости, озлобленности, ревнивости, а так же легкой подчиняемости, уступчивости, покладистости, неуверенности в себе, робости и так далее.

Таким образом, получены некоторые ориентиры, которые необходимо учитывать психологу в процессе своей профессиональной деятельности: это, прежде всего деликатность в обхождении, ободряющий тон, терпимость в оценке пациента, а также дружелюбие, внимательность и любезность. Однако при этом следует уметь при необходимости настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к нему человека1.


Поведение человека предсказуемо.
Свой метод исследования и помощи клиентам, который он иногда называет «физикой человека», Ч.Тойч основывает не столько на субъективных представлениях и переживаниях личности, сколько на точном объективном анализе ее опыта. В его концепции нет случайностей и совпадений; все счастливые и болезненные обстоятельства подчиняются строгим зако ...

Функциональная асимметрия головного мозга
Имеются многочисленные доказательства того, что восприятие эмоциональных сигналов находится под контролем правого полушария. Правосторонние корковые разрушения делают невозможным декодирование эмоционального настроения собеседника, нарушают распознавание лицевой экспрессии эмоций. Разрушения в правом полушарии (но не в левом) сопровожда ...

Эмпирическое исследование. Стили руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Проблемой стиля управления в организациях стали серьезно интересоваться о ...