Мы - современные россияне - повторяем заблуждения наших отцов и прадедов. Наши предки научились считать себя жертвами природы, животных, соседей - всего, что окружает человека. Многие из нас унаследовали эту беспомощность, заслонившую главное - веру в то, что люди мы сильные, души у нас богатые, талант огромен.
Проанализировав факты, полученные в ходе изучения 78 индивидуальных историй жизни, мы получили любопытную картину о типичных моделях поведения, основных негативных эмоциях и деструктивных установках, которые разрушают общение, мир, взаимопонимание.
Мы видим: в семьях «живут» и передаются из поколения в поколение модели осуждения, агрессии, насилия, отвержения, прерывания, потери, беспомощности, ухода. Самой распространенной является модель подавления
(у 76,9%). Давление пережили прародители испытуемых, которые прошли революцию, гражданскую войну и репрессии, перипетии коммунистического режима. Сами клиенты испытывали давление в семьях и школе и привыкли общаться с людьми с этой давящей позиции. Дополняет картину всеобщей придавленности модель отвержения
(71,8%). Формы отвержения чрезвычайно разнообразны. Это отвержение со стороны правительства, обманувшего доверие прадедов, переживших революцию и гражданскую войну, массовые репрессии и гонения после фашистского плена. Это отвержение в семьях, когда супруги покидают друг друга, изменяют, не любят. Это следствие родительской нелюбви по отношению к детям, а также отвержение со стороны учителей в авторитарной школе.
Следующая модель - модель потери
(42,3%). Это потеря веры в хорошее, любви и взаимопонимания, контакта во взаимоотношениях. Родители обычно «теряют» своих детей: они плохо учатся в школе, грубят, уходят из дома, болеют и т.д. и т.п. Анализ жизненных историй показывает: модель потери так или иначе присутствовала в семье предков. При этом родители теряли детей в буквальном смысле - в результате болезней, несчастных случаев, войн. Сегодня потери имеют другую форму, но, если модель живет в семье, она неизбежно повторяется из поколения в поколение.
Одинаково часто представлены модели насилия и ухода
(32,1 %). Насилие (оскорбления, рукоприкладство, драки и т. п.) присутствует сегодня в семье и школе. Уход чаще всего представлен склонностью к алкоголю, разнообразными заболеваниями. Эти две модели являются следствием пережитого давления.
Тесно связана с моделью подавления и одна из ее особых форм —модель осуждения
(30,8 %). Это склонность к критике, сплетням, жалобам, обвинениям, злословию и т.п.
28,2% опрошенных россиян следуют модели прерывания или остановки
. Это может быть прерывание контакта в общении, прерывание беременности, брака, какого-то важного дела, например учебы в вузе и т. п.
И наконец, 26,9% наших соотечественников имеют модель беспомощности
, проявляющейся в том, что мамы не справляются со своими детьми, учителя не могут противостоять недисциплинированному классу, бизнесмены - обрушивающимся неудачам и т.д.
В целом анализ ведущих моделей контакта показал: нарушение благоприятного общения связано с живущими в семье моделями подавления и отвержения, насилия и ухода. Переживая давление и насилие, человек стремится сохранить, обезопасить себя и поэтому предпочитает отчуждение болезненному контакту, которое проявляется в формах прерывания и ухода. Переживая отвержение и чувствуя себя не в силах сохранить представление о себе как о человеке хорошем, достойном любви и признания, человек прибегает к другой крайности - теряет себя в угоду другим, осваивая различные формы приспособления.
Реабилитация.
Она же - социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач+юрист+социолог+психолог). Клинический психолог решает три вида задач:
· коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания; коррекция тревожности, УП, мотив ...
Иллюзии восприятия размера
Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны.
Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как за ...
Психология речи
С психологической точки зрения основными характеристиками речи являются: продуктивное (порой творческое) оперирование семантикой (содержательно-семантическая наполненность языковых форм); использование материала усвоенных языков (включение вербальной памяти); возможность «выводить наружу» (произносить, писать и др.) сформированный речев ...
Разделы