Материалы » Мозговая регуляция речи » Рефлекторный характер речевой деятельности.

Рефлекторный характер речевой деятельности.
Страница 1

Давно уже доказано экспериментально, что если человеку предложить мысленно представить себе какой-нибудь двигательный акт, тотчас же меняется функциональное состояние соответствующих мышц, их кровенаполнение, а нередко появляются и еле уловимые элементы этого акта. Нечто подобное происходит и в том случае, когда человек мысленно, т.е. про себя, произносит слова. Хотя в данном случае эфферентные импульсы и не влекут за собой слышимого слова, однако они вызывают как бы зачаточные движения в орган речи. Нередко в процессе размышления, очевидно под влиянием усиления эфферентных импульсов, работа органов речи становится ощутимой: можно обнаружить легкое движение языка, шевеление губ, а иногда дело доходит и до произношения слов. С физиологической точки зрения акт мышления, даже если он не сопровождается произношением слов, представляет собой сложный цепной рефлекс: эфферентные импульсы, поступающие в орган речи, вызывают в них те или иные изменения, что тотчас же приводит к ответным афферентным сигналам, которые поступая в соответствующие участки коры больших полушарий, продолжают новые эфферентные импульсы.

Речевые сигналы лежат в основе особого принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимозависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным «специально человеческое, высшее мышление» (Павлов), приводящее к безграничной ориентировки в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения – техники.

В период становления человека вторая сигнальная система, т.е. система речевых сигналов, сложившейся на основе первой сигнальной системы в процессе общественно-трудовой деятельности и стала самым постоянным регулятором в жизненных отношениях.

Высшую нервную деятельность человека нельзя рассматривать, как состоящую из двух частей – животной (первосигнальной) и человеческой (второсигнальной).

Высшая нервная деятельность человека едина.

Не существует специфических речевых рецепторов, на которые действовали бы только второсигнальные (речевые) раздражители

С середины первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители.

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять мышечные движения окружающих и звуки их речи. Появляются первые речевые шумы – глоточные, гортанные и т.д. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы, как от органа слуха, так и от органов речи. Эти импульсы достигают коры, становятся сигналами, приобретающими важнейшее значение в установлении речевых условных связей.

Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им фонемы или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.

Возможность использования словарного состава и грамматического строя речи для построения новых фраз объясняется резким увеличением количества условных связей, лежащих в основе речевой функции мозга. Именно богатство речевых условных связей, всегда взаимодействующих между собой, создает возможность неограниченного образования все новых и новых их комбинаций. Хотя речевые стереотипы (например, стандартные, заученные обороты речи) сохраняют свое значение в течение всей жизни человека, однако наряду со словарным составом языка они служат лишь материалом для построения осмысленной речи.

У ребенка увеличение количества речевых условных связей, необходимые для правильного пользования речью в соответствии с конкретной ситуацией, происходит под влиянием слышимой речи.

Два основных принципа словесных сигналов: с одной стороны, это принцип конвергентного замыкания межсловесной связи, когда две одновременно возбужденные нейронные констелляции С1 и С2 воспринимающие словесные сигналы, замыкаются через нейрон связи Н(С1, С2). Второй принцип носит морфологический характер и заключатся в вынесении нейрона связи Н(С1, С2) на периферию воспринимающего поля, точнее: на периферию того поля нейронов, которые он синтезирует.

Назовем нейроны, соединяющие словесные сигналы в ассоциации, нейронами связи 1-го порядка. Теперь сделаем одно важное допущение, которое сразу же объяснит и механизм синтеза многих сигналов и свойств речевого предсказания. Пусть все сказанное о синтезе словесных нейронных констелляций С1 и С2 верно и для нейронов связи первого порядка. Это означает, что если одновременно возбуждены два нейрона связи первого порядка Н1 и Н2, то между ними также может установиться временная связь. Последняя замыкается при помощи нейрона связи Н(Н1, Н2), который будем называть нейроном связи второго порядка.

Страницы: 1 2


Диагностические методы исследования личности
Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В. ...

Разум в философии
Разум— одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания— созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главн ...

Введение.
Проблемой типа личности занимались многие ученые-психологи. Среди них: К. Юнг, разработавший теорию типов личности, которая связана с движением психической энергии и воплощена в определенном специфическом направлении, на котором тот или иной человек более предпочтительно ориентируется в мире; К. Леонгард, создавший свою классификацию ти ...