Материалы » Мозговая регуляция речи » Высшая нервная деятельность человека

Высшая нервная деятельность человека
Страница 2

На самых ранних этапах онтогенетического развития пассивной речи слова взрослого, вызывающие определенную реакцию ребенка, направленную на определенный предмет ("где папа?", "где часы" и т.д.), выступают только как один из компонентов более общего комплекса, включающего также определенную интонацию взрослого, определенную привычную внешнюю ситуацию. Если эти компоненты отсутствуют, слова не вызывают реакции (Кольцова, 1958, 1967).

Что касается активной речи, то и здесь хорошо известно, что первые слова ребенка это слова-предложения, имеющие очень широкую и мало дифференцированную предметную отнесенность.

По мнению И.П. Павлова, в основе функционирования второй сигнальной системы лежит способность отвлечения и обобщения бесчисленных сигналов первой сигнальной системы. Эта способность возникла вместе с человеческой речью, с ее важнейшим компонентом – кинестетическими раздражениями речевых органов. Чтобы произнести слово, необходимо научиться управлять речевыми органами, а для этого нужно иметь нормальный кинестетический анализатор, воспринимающий раздражения, поступающие от них в центральную нервную систему. Здесь имеется полная аналогия с процессами обучения различным двигательным навыкам.

В процессе овладения устной и письменной речью участвуют не только кинестетический анализатор, но также звуковой и зрительный.

В нормальных условиях, как это следует из указаний И.П. Павлова, в основе механизма образования слова лежат временные связи между зрительными, звуковыми и кинестетическими раздражениями. Слово есть обобщенный сигнал первых сигналов действительности, значит, кроме указанных межанализаторных связей, оно должно иметь связь и с теми явлениями, которые сигнализирует. Эти связи являются временными, из чего следует, что в основе физиологических механизмов функционирования первой и второй сигнальной системы лежат одни и те же закономерности.

Термин «временная связь» употреблялся И.П. Павловым в различном значении: во-первых, в морфологическом – как связь, возникающая между отдельными пунктами высших отделов центральной нервной системы, и, во-вторых, в функциональном – как связь между органом и внешней средой, иначе – как связь между различными внешними агентами и определенными деятельностями организма.

Страницы: 1 2 


Уровень успеха и его оценка
Стимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться. Мотивация успеха носит положительный характ ...

Психология педагогической коррекции детской агрессивности
Повышенная агрессивность детей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Как не странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и в духовно-нравственных сферах происходит нарастание агрессивности этого общества в целом и в отдельно взятой личности в частност ...

Фаллическая стадия
Начиная, по меньшей мере, с 3-х лет ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачиваясь на генитальных областях тела. В этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия. Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребен ...