Супружеские конфликты » Разрешение супружеских конфликтов

Разрешение супружеских конфликтов
Страница 2

Формулируйте конфликтную ситуацию четко, конкретно и кратко. Конфликтная ситуация – это диагноз по имени «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.

Разрешение конфликта возможно способом переговорного процесса. Он часто используется в семейной психотерапии. При этом необходимо:

чтобы для обоих супругов это взаимодействии было значимым;

чтобы оба супруга осознавали необходимость разрешения данной конфликтной ситуации;

чтобы оба супруга были готовы к признанию права другого иметь такую позицию и интересы.

Модель «посредника» - это способ, когда супруги обращаются к третьему лицу, но не оно принимает решение, а сами супруги. Психотерапевт или психолог здесь создает условия и организует сам процесс взаимодействия сторон. Многие семейные психотерапевты и психологи придерживаются в практике семейного консультирования модели «посредника».

Работа «посредника»:

Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется: а/ круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации; б/ определение желаемого результата; в/ достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова.

Беседа со вторым супругом. Возможны проблемы в установлении контакта, пассивность или большая напористость. Задачи те же и плюс: а/ побудить вторую половину быть более активным или сдержанным в выражении своих эмоций, чувств; б/ снять барьер в отношении посредника, так как первым на консультации был не этот супруг, то может быть недоверие, подозрительность, обвинение в предвзятости.

Далее идет анализ результатов встречи посредником и определение возможности переговоров (совместной консультации обоих супругов), их готовности к совместному взаимодействию. Иногда посредник проводит не одну, а несколько предварительных встреч с каждой стороной.

При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими Супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров.

В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он:

реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов;

уделяет равное внимание обоим супругам;

привлекает супругов к моментам единства и согласия.

Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, единое мнение.

Исходя из этой модели мы видим, что процесс разрешения конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:

подготовительный – диагностика конфликта;

разработка стратегии разрешения конфликта;

непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта.

Существует пять основных стилей решения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлением конфликта. Это стили: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии, доктором философии Д.Г. Скотт в работе «Конфликты, пути их преодоления».

Стиль конкуренции – используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные потребности, в ущерб другому, вынуждая того принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения – применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления – характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае использования приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества – реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Наиболее часто используется в ситуациях, когда оба субъекта обладают равными ресурсами, желанием устранить конфликт, готовы говорить и слушать друг друга, выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Страницы: 1 2 3


Перцептивная сторона общения
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С.Л. Рубинштейн писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем " его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем сво ...

Исследование эмоциональной сферы отечественными и зарубежными психологами. Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной псиологии.
Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными на­учному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории. Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмо­циями проблем - от вопроса о т ...

Анализ полученных данных
Одной из задач нашего исследования являлось выявление различий на уровне исследуемого признака. У нас имелось 2 выборки, в одной 12 человек, в другой 11 человек. Для математического анализа нами был выбран Q – критерий Розенбаума для первой и второй методики. Критерий используется для оценки различий между двумя выбоками по уровню како ...