Супружеские конфликты » Специфика супружеского конфликта

Специфика супружеского конфликта
Страница 2

Э.Г. Эйдемиллер видит одну из основных причин взаимного непонимания супругов в нарушении межличностной коммуникации. Именно « различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье: споры, ссоры, разногласия – считались отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи».

В своей практике семейной психотерапии Э.Г. Эйдемиллер опирается на исследование коммуникационного канала, одного из источников влияющих на жизнедеятельность семьи и психическую травматизацию личности. В ходе взаимного общения в семье могут происходить самые различные явления, не слишком заметные «невооруженным глазом», но ухудшающие процесс коммуникации и, влияющие на взаимопонимание. Условно их можно обозначить следующим образом: а/ установление контроля над процессом информации и информированности друг друга; б/ злоупотребление коммуникационным процессом для решения своих скрытых целей; в/ рассогласованность вербальных и невербальных средств коммуникации (жест не соответствует фразе). Однако в основе межличностного общения, намерения вступать в коммуникацию так же лежит удовлетворение потребности.

Одной из форм конфликта является ссора. Ссора представляет собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутации «противника». Начало супружеской ссоры в быту – «переход на личности»; ссора всегда включает личные обвинения.

В некоторых семьях ссоры могут вспыхнуть в любую минуту, там не муж и жена действуют, а две персоны с обостренным чувством собственного достоинства, с преувеличенным самомнением, болезненным самолюбием. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонификации как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супругами или одним из них на уровне Я, оцениваются сквозь «призму» ценностей, жизненных принципов и привычек. Далеко не всегда это уместно, особенно когда мы сталкиваемся с «мелочами», непреднамеренно нанесенными нам обидами, ошибками партнера.

Вознесение своего «Я», своей персоны способствует быстрому и легкому преобразованию хороших качеств личности супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие, которые несовместимы в совместной жизни.

Одним из проявления высокой степени самомнения является психологическая эксплуатация брачного партнера, которая проявляется в виде самоутверждения и самореализации одного из супругов за счет другого. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно.

Психологическая эксплуатация проявляется в виде демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на его духовный мир, стремлении все у него выведать, узнать все о нем, подчинить себе. Часто это проявляется в разрядке на членах семьи своих негативных эмоций, агрессии, которая появилась вне дома. Психологическая эксплуатация одного из супругов заключается так же в перекладывании на него ответственных решений и действий.

Некоторые пытаются вызвать к себе сочувствие в тот момент, когда партнер сам нуждается в поддержке и утешении.

Психологическая эксплуатация проявляется в том, что многие люди склонны проигрывать модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания, требуя соглашательства и одобрения собственных действий.

Механизм большинства семейных ссор – «укоренение в прошлое».

Один из участников беседы делает агрессивный выпад в адрес другого. Это – агрессор. Агрессор начинает маскировать (от другого и самого себя) свою ответственность за начало ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную реакцию на то, что было в прошлом.

Его партнер тоже начинает припоминать какие – то некрасивые поступки другого, объяснять, что то, что случилось когда – то было вынужденной реакцией на такие – то недоброжелательные действия оппонента.

Часто такие ссоры – преддверие серьезных конфликтов.

Супружеская ссора может закончиться тем, что:

Один из супругов признает себя виновным;

Виновным признает себя его партнер;

Виновными признают себя оба супруга.

Однако не всегда, особенно на ранних стадиях брака, оба супруга могут признать себя виновными. Мешает традиционное противопоставление «Я-ТЫ». Услышав предложение признать обоюдную неправоту, другой участник ссоры, приученный только к практике бескомпромиссных решений «или-или», может поначалу активно протестовать и настаивать на том, что он не виновен.

Чтобы лучше понять механизм ссоры, конфликта, необходимо различать три типа систем представлений:

«Эгоцентрическая система представлений». В центре этой системы «Я сам», «мои желания», «мои цели». Все остальные предметы, в том числе и другие люди, представлены в такой системе только как инструменты или преграды для удовлетворения собственных желаний.

«Альтероцентрическая система представлений». Здесь в центре всех представлений другой (альтер). Человек сопереживает другому, отождествляет себя с ним. Он переживает его желания, страдания, опасения как свои собственные. Окружающие его предметы, в том числе и он сам, оцениваются как инструменты или преграды для осуществления желаний, удовлетворения потребностей другого, который помещен в центр системы представлений.

Страницы: 1 2 3


Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Мир детства – особый мир. И не каждый взрослый способен войти в него. Это мир нежной и трепетной души, но часто в нем царят жестокость и неприятие того, что очень значимо и важно для взрослых. [24] Научиться понимать состояние души ребенка, сделать так, чтобы его развитие происходило не по принуждению («это он должен знать в своем возр ...

Общение (определение, коммуникативная компетенция)
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между лю ...

Рефлекторный характер речевой деятельности.
Давно уже доказано экспериментально, что если человеку предложить мысленно представить себе какой-нибудь двигательный акт, тотчас же меняется функциональное состояние соответствующих мышц, их кровенаполнение, а нередко появляются и еле уловимые элементы этого акта. Нечто подобное происходит и в том случае, когда человек мысленно, т.е. п ...