Материалы » Развитие эмпатии у студентов » Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии

Теоретические основы изучения эмпатии. Определение и содержание эмпатии
Страница 2

Степень разработанности изучаемой проблемы небольшая, и задача дальнейших исследований, в том числе и данной дипломной работы. - дать знания о стадиях формирования эмпатических способностей и определить факторы, влияющие на эмпатичность.

Факторы, влияющие на эмпатийность Л.Мерфи (Murphy,1937) - проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом, частоты общения с ним, интенсивности стимула, вызывающего эмпатию, предыдущего опыта эмпатии. www.georoot.ru

Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

(Moorotal, 1984) – в формировании и развитии эмпатии играют воспоминания о печальном событии, произошедшим с близким человеком, что вызвало жалость и сострадание к этому человеку, желание помочь ему.

А.А. Бодалев и Т.Р. Каштанова (1975) – широкий круг общения со сверстниками положительно коррелирует со способностью к сопереживанию.

М. Хоффман (Hoffman, 1978) выделил три стадии формирования эмпатических способностей у детей (симпатический дистресс).

Б. Стотлэнд (Stotland, 1971) – эмпатийность зависит от порядка рождения ребенка и количества детей в семье.

И.М. Юсупов (1993) выявил различия в эмпатийности между экстерналами и интерналами - у последних она выше.

Личностные особенности: эгоцентризм, дискомфорт играют роль и создают такие установки, как избежание лишних контактов, спокойное отношение к переживаниям и проблемам других людей.

По данным А.П. Васильковой (1991) – для высокоэмпатийных характерна мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект, а не замкнутость и недоброжелательность.

Существуют классификации видов эмпатии. К примеру, классификация А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, в которой эмпатия представлена следующими ее видами:

- эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания;

- когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах, например, сравнение, аналогии;

- предикативная эмпатия, проявляющаяся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

К механизмам эмпатии относят:

- сопереживание – переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним;

- сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

В работах современных ученых (Л.Л. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гавриловой, В.А. Петровского, И.М. Юсупова и др.) раскрыты компоненты способности к эмпатии, а именно, распознать эмоциональное состояние другого, способность к сопереживанию и сочувствию, способность адекватно воспринимать имеющуюся ситуацию; выделены каналы эмпатии – эмоциональный, рациональный, интуитивный и др.

Качества эмпатии по-разному проявляются в различных культурах. Культурная эмпатия – во взаимопонимании. Культурная эмпатия достигается труднее, чем индивидуальная, а без этого нет истинной эмпатии. Бродски (1981) проанализировала основные исследования по полу, расе и общественному классу клиентов. В своей работе она указывает на отсутствие эмпатии вследствие сложившихся стереотипов по отношению ко всем группам населения. При этом терапевты склонны отдавать предпочтение определенным типам клиентов: молодым, привлекательным, разговорчивым, интеллигентным, удачливым.

Многие из феноменов, рассматриваемых психологической наукой, имеют определенную предысторию изучения в различных отраслях философского знания. Аналогичным образом обстоит дело и с понятием «эмпатия». История его изучения берет начало в конце 19 века – начале 20 в.в. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В это время формируется интерес к явлениям симпатии и вчувствования, который отражен в учениях Смита, Спенсера, Шопенгауэра, Липпса, Шелера и др. В этических теориях Смита, Спенсера, Шопенгауэра дается определение симпатии как свойства человеческой души, необходимого для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Рибо, Штерн и Шелер акцентируют внимание на выявлении специфики симпатии как формы отношений между людьми, предполагающей направленность на познание личности другого как высей ценности. Липпс вводит термин вчувствование, котороый определяет как интуитивно познавательную направленность на объект.

Таким образом, в конце 19 –в начале 20 в.в. в различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с людьми и способствующие пониманию и познанию другого человека. Названные теории дали начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. Первым, кто ввел термин эмпатии в психологическую науку, был Э. Титченер. В настоящее время самым общим и наиболее признанным определением эмпатии станровится то, которое приведено в психологическом словаре. Эмпатия толкуется как постиженение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого. Но данное определение не дает необходимого представления о сложности и многогранности эмпатии как психического явления.

Страницы: 1 2 3


Компоненты совместимости людей в коллективах и группах
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив мо­жет быть весьма различным с точки зрения сплоченнос­ти его членов. Последняя может быть очень высокой, ког­да люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосред­ственно перед ними, но ...

Подходы к определению социальной группы
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине XIX в. и послужило решающим стимулом развития новой «парадной» ветви психологического и социологического знания — социальной психологии. Именно в это время К.Д. Кавелин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.Н. Надеждин, Г.В. ...

Начало конфликта
Конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов (т.е. по поводу различий), но пока еще, не осознавая этих различий. Если ...