Перед современной зарубежной психологией проблема трудности обучения в школе стоит не менее остро, чем перед отечественной. Если в 1977 году в США было около 1,8% детей с трудностями обучения, то к 1993 году их доля составила уже 5,4% (Office of Special Education Programs, U.S. Department of Education, 1993). www.pguides.ru
Например, проблема минимальной мозговой дисфункции горячо обсуждается и в зарубежной психологии. О.Сприн, Д.Таппер, А.Райссер, Х.Туокко и Д.Иджел предлагают отказаться от концепции ММД из-за путаницы в описании симптомов. Взамен предлагался альтернативный термин – «неспособность к обучению», означающий одно или оба сразу из проявлений: неспособности к чтению (дислексия) и к арифметическим действиям (дискалькулия).
«Дислексия – это диагноз, обозначающий нетипичное развитие навыков чтения по сравнению с другими детьми того же возраста, интеллекта, образовательных и социокультурных условий, которое без специального вмешательства, вероятно, останется устойчивым и обуславливается выраженным дефектом одной из нескольких специфических высших корковых функций. Органическая дислексия является результатом церебрального повреждения, например, при родах или из-за болезни.» [19, с.829] Задержка, лежащая в основе дислексии, порождается нарушениями центральных процессов.
Наследственно предопределенная дискалькулия – это комплекс «структурных нарушений математических способностей, происходящих из-за дисфункции тех частей мозга, которые являются анатомо-физиологическим субстратом, обеспечивающим созревание математических способностей в соответствии с возрастом, без одновременного нарушения умственных способностей». [19, с.830]
Проблема развития ВПФ интересовала многих исследователей и теоретиков зарубежной психологии: В.А. Вагнера, К.Коффка, Гельба, Гильома, И.Мейерсона, Ж. Пиаже, Э. Сэпира, К.Лешли.
Научные исследования нарушений сложных психических процессов в клинике локальных поражений мозга начались в 1861г., когда французский анатом Поль Брока дал описание мозга больного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. Брока утверждал, что эта зона является «центром моторных образов слов» и что повреждение в этой зоне ведет к особому виду нарушения экспрессивной речи, которое он первоначально назвал «афемией»; позже это нарушение получило название «афазия», как оно и называется в наше время. Открытие Брока представляло собой первый случай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была четко локализована на базе клинических наблюдений. Это наблюдение дало также Брока возможность дать первое описание различия функций левого и правого полушарий мозга. В 1874г. Вернике опубликовал описание нескольких случаев, когда повреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария вызывали потерю способности понимать слышимую речь. Он назвал эту зону «центром сенсорных образов слов», или центром понимания устной речи. К 1880-м годам неврологи и психиатры начали создавать «фуикциональные карты» коры головного мозга.
С теорией узкого локализационизма с самого начала не соглашались некоторые ученые. Среди них выделялся английский невролог Хьюлингс Джэксон. Он утверждал, что мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. По мнению Джэксона, все психические функции имеют сложную «вертикальную» организацию, и каждая функция представлена на трех уровнях: на «низком» уровне — в спинном мозге или стволе, на «среднем» — сенсорном или моторном уровне коры головного мозга и, наконец, на «высоком» уровне — в лобных долях мозга. Гипотеза Джэксона, оказавшая огромное влияние на работу отечественных психологов, была по-настоящему оценена лишь 50 лет спустя, когда она вновь возникла в трудах таких неврологов, как Антон Пик, фон Монаков, Генри Хэд и Курт Гольдштейн
Первоначальные представления отечественной психологии о работе мозга находились под сильным влиянием английского невролога Хэда, суммировавшего большой объем исследований афазии, относящихся к девятнадцатому и началу двадцатого столетия, и предложившего убедительную интерпретацию взаимоотношения между нарушениями речи и мышления. В своей классической монографии по афазии Хэд приходит к заключению, что нарушения функции речи вызывают нарушения мышления. Он считал, что афазия вызывает снижение интеллекта, потому что мышление вместо речи должно опираться на примитивные, непосредственные связи между предметами и действиями [10].
Самоуважение. Механизмы формирования самооценки
Основные механизмы формирования самооценки:
a) усвоение оценок других людей. По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемс ...
Забывание и
борьба с ним
Забывание
- процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.Забывание мо ...
Счастливая семья
Если у женщины есть чувство юмора – это, как мы выяснили, прекрасно. Оно помогает снять конфликт, перевести его в плоскость доброжелательного критического взгляда на себя со стороны. Нередко юмор помогает преодолеть внутренний дискомфорт, унять собственную гордыню, побороть завышенные притязания и вообще облегчает жизнь. Я уже не говорю ...
Разделы