Материалы » Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности » Молодёжная субкультура как система ценностей

Молодёжная субкультура как система ценностей
Страница 1

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. www.psychonia.ru

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые “дворовыми тусовками”. Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

“Уйти в неформалы” побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что “не знал, как жить дальше”.

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются “тусовки”, посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Результаты крупного психолого-социального исследования «Подросток 2000», проведенного в 1997 г. среди 20 тыс. подростков Москвы, позволяют обозначить проблемные зоны в адаптации современных подростков к условиям социума[9]. Одна из проблем связана с несформированностью у современных подростков таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание и творчество. Недооценка роли собственной социальной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать ее на себя (что, как уже отмечалось, входит в противоречие с основными потребностями и психическими новообразованиями возраста), без чего невозможно быть компетентным. Отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся обстоятельств. Следовательно, подростки нуждаются в позитивном опыте переживаний творческого подхода к социальному взаимодействию и ответственного поведения.

Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике указывает на взаимосвязь возраста подростков и конфликтной проблематики. Наиболее актуальными в плане проведения соответствующей психологической работы следует назвать проблемы формирования уверенности подростков в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, построения дальнейшей жизненной перспективы и профессионального самоопределения.

Сравнительное изучение жизненной перспективы 969 восьмиклассников и 625 десятиклассников Киева, проведённое И.Е. Головахой, показало, что достаточно определённые представления о своём будущем и о сроках осуществления событий, с которыми они связывают свои долговременные жизненные цели, имеются уже у восьмиклассников, к 10 классу это цели только уточняются. Однако в содержании планов существует ряд противоречий.

В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого или слишком быстро. При этом высокий уровень социальных и потребительских притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих ребят желание больше получать и иметь не сочетается с психологической готовностью к более трудному, квалифицированному и производительному труду.

Страницы: 1 2


Общие способности и интеллект
При исследовании общих способностей Л я получила следующие результаты: · переключаемость внимания – высокая · избирательность внимания – высокая · непроизвольная память – средняя норма для взрослого человека · объем кратковременной памяти на числа – низкий, на слова – высокий · долговременная память – очень хороший результат · уст ...

Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе. Мотивационно-потребностная сфера личности
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его повелен ...

Методология борьбы с лживостью
Патологическую склонность ко лжи ещё называют псевдологией. Но как бы мы не называли (мифомания или псевдология) патологическую ложь, как форму поведенческой зависимости, она формируется ещё в детстве у демонстративной и, в то же время психопатической личности, добивающейся таким способом иллюзорного удовлетворения не реализуемых потреб ...