Эго («Я») – та часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Она развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает сознавать свою личность, чтобы служить повторяющимся требованиям Ид.
Как кора дерева, Эго защищает Ид, но для этого берет энергию у Ид. Оно обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности. Фрейд описывает различные функции Эго как по отношению к внешнему миру, так и во внутреннем мире, импульсы которого оно стремиться удовлетворить.
Согласованность поступков, которые кажутся никак не связанными, можно рассматривать с точки зрения бессознательных мотивов, проявляющихся самыми разными способами в зависимости от противодействующих сил защитных процессов Эго (например, и нежелательные сексуальные авантюры, и художественное творчество могут быть продуктом вытесненного сексуального влечения, которому противостоит Эго). [2]
Таким образом, психоанализ демонстрирует, как стабильность, вариабельность и согласованность психического опыта может трактоваться на основе взаимодействия множества скрытых процессов, включая эмоциональные побуждения и механизмы эго, которые им противостоят. [3]
Фрейд, безусловно, считал, что контролирование побуждений - это функция Эго. [3]
«Основные характеристики Эго таковы:
Вследствие отношения, установившегося уже между чувственным восприятием и мышечным действием, Эго управляет произвольными движениями. Его задачей является самосохранение. В отношении внешних событий оно выполняет эту задачу, сознавая внешние стимулы, накапливая (в памяти) опыт, избегая чрезмерных стимулов (посредством бегства), приспосабливаясь к умеренным стимулам (адаптация), и наконец научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу (посредством деятельности).
Что касается внутренних событий, по отношению к Ид, Эго выполняет свою задачу, обретая контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире, или полностью подавляя их возбуждение. Его действия управляются рассмотрением напряжений, возникающих внутри или вызываемых извне. Усиление этих напряжений в целом чувствуется как неудовольствие, а ослабление – как удовольствие… Эго стремиться к удовольствию и старается избегать неудовольствия». [2]
Однако чтобы сделать это, Эго должно, в свою очередь, контролировать или модулировать импульсы Ид, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным.
Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. [4]
Рассмотрим в качестве примера гетеросексуальный импульс. Индивидуум чувствует напряжение, возникающее из неудовлетворенного сексуального возбуждения; Ид уменьшило бы это напряжение непосредственной и прямой сексуальной деятельностью. Эго должно решить, в какой мере сексуальное выражение уместно, и как создать ситуацию, в которой сексуальный контакт будет наиболее полным.
Психодиагностика зрелости: критерии, специфика, методы. Основные
задачи и принципы психологической диагностики личности на этапе зрелости
Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей рекомендуется в основном использовать те же методы, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников (см. комплекс методик, предназначенных для этой цели и подробно описанных в предыдущей главе книги). Исключение составляют только дополнител ...
Понятие малой социальной группы
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90—100 лет назад на экпериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само прису ...
Предмет и задачи дифференциальной психологии
Сам термин "дифференциальная психология" был введен Штерном в 1900 году. Он один из первых ученых собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию “Психология индивидуальных различий”, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями ...
Разделы