И.С. Кон (1989) определяет данное понятие как совершение действий, прямо или косвенно нарушающих нормы и правила, принятые в данном обществе.
В.Д. Менделевич (2003) в определении девиантного поведения обращает внимание и на внутренние стороны процесса: он считает, что отклоняющееся поведение проявляется в виде дисбаланса психических процессов, снижении адаптивности и проблемы с самоактуализацией личности человека, а также в отказе человека от нравственного контроля за своим поведением. www.financeworth.ru
Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, вандализм, проституция, сексуальные девиации.
Понятие девиантного поведения шире понятий "делинквентность" (противоправное, преступное, криминальное поведение) и "антиобщественное поведение" (асоциальность).
По мнению И.С. Кона (1989), любые формы отклоняющегося поведения, как бы они не отличались между собой, всегда взаимосвязаны. Аддиктивное поведение, агрессия и противоправные действия зачастую образуют систему, так что можно предположить, что пассажир, обладающий девиантным поведением, также будет агрессивен и более склонен к противоправным действиям, чем человек с поведением, находящимся в границе нормы.
Само же противоправное поведение связано с отклонением от нормы психологического здоровья. Автор указывает, что такому поведению свойственны определенные социальные факторы: проблемы в школе, психотравмы на протяжении жизни, а также влияние группы или субкультуры, обладающей девиантностью. Также автор подчеркивает, что наиболее важными личностными факторами являются локус контроля и уровень самоуважения.
Причинную связь между девиантным поведением и этими факторами попытался установить Говард Кэплан (1960), который разработал свою теорию девиантного поведения. Он проверял её, изучая наркоманию, делинквентное поведение, а также ряд психических расстройств.
По его мнению, отклоняющееся поведение в большинстве случаев, связано со снижением самоуважения. Доказана статистическая связь между отклоняющимся поведением и низкой самооценкой. Сами опрошенные считают, что не совершают личностно-ценные действия, а, напротив, совершают отрицательные поступки. Все действия, так или иначе противоречащие нормам общества, направлены на то, чтобы не выглядеть в своих глазах ущербным.
Х. Бэккер (1960) разработал концепцию первичного и вторичного отклонения, которая помогает проследить процесс становления личности закоренелого девианта. Под первичным отклонением понимается такое отклоняющееся поведение личности, которое в общем и целом не слишком выходит за рамки общества и может быть списано на эксцентричность или особенности характера, или на банальную ошибку, которые всем нам свойственно совершать. Например, в помещении аэропорта провожающие заходят в зону, где висит табличка «Провожающим вход запрещен». Таких людей никто не склонен считать какими-то особыми.
Переход на вторичное отклонение происходит тогда, когда действия человека перестает укладываться в рамки социально приемлемой роли. При вторичном отклонении поведение не соответствует принятым нормам в обществе, и человек рассматривается уже как девиант.
Бывает так, что одно-единственное действие человека или обвинение в этом действии навсегда меняют судьбу человека, и его воспринимают как девианта. Он начинает терять свои связи с референтными группами и отдаляется от неё. Возможна связь с маргинальными или преступными сообществами, которые начинают прививать ему уже свои собственные нормы, подтверждающее таким образом ярлык девианта. Общество все сильнее начинает воздействовать на человека, применяя все более и более жесткие меры для установления контроля.
Роль взрослого в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции:
1) служит носителем ценностей и человеческого опыта;
2) является организатором процесса воспитания и обучения.
Первая функция (взрослый – носитель ценностей) может реализоваться различными способами, в том числе и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, ко ...
Рефлексия
Рефлексия
— это осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение вну ...
Профессионально важные качества - основа профессионально-психологического
отбора. История возникновения и развития понятия «ПВК в отечественной
психологии, и взаимосвязь со способностями личности
В начале рассмотрим термин «Профессия». Согласно Е.А. Климову, это понятие имеет четыре значения (Климов, 1988, с. 107): 1) область приложения сил человека (как субъекта труда); 2) общность людей- профессионалов; 3) подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; 4) деятельность, сам процесс реализации трудовых фун ...
Разделы