Заключение
Страница 1

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что понятие статус рассматривается в рамках социологии и социальной психологии для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них. Социальный статус понимается как положение индивида в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. www.transpobrand.ru

Люди могут обладать множеством статусов и принадлежать к множеству социальных групп, однако статусный набор каждого человека индивидуален. Он включает в себя как основные, так и эпизодические статусы, характеризующие положение личности в данный период времени и оказывает определенное влияние на поведение личности. С одной стороны статус обязывает – предписывает, что должен делать и как поступать его владелец для оправдания ожиданий окружающих. С другой стороны – индивид прилагает определенные усилия для достижения или удержания желаемого статуса.

В рамках возрастной и педагогической психологии мы можем говорить о социально-психологическом статусе, так как речь идет о влиянии статуса на формирование личности индивида. В процессе социализации взрослеющего индивида меняется его статус, существенную роль здесь играет как особенности группы, так и качества самой личности.

Изучение социально-психологического статуса подростков в группе проводится с целью определения неформальных отношений учащихся. Подросток не мыслит себя вне коллектива, переживание общности со своей группой способствуют положительным эмоциям, отрыв от коллектива и изолированность – воспринимается как личная драма.

Одна из психологических особенностей подростков — это ярко выраженная потребность в признаний их личности. Характеризуя особенности неформальной структуры группы, отметим, что исследователями замечена неустойчивость структуры, ее зависимость от текущих событий и отношений. Самое популярное место среди внутриколлективных позиций занимает позиция лидера, вожака. Ради достижения желаемого положения в классе подросток часто совершает поступки, вызывающие противоположное действие – учащийся попадает в положение отверженного, изгоя.

Стремление сохранить свой статус, а так же невозможность занять определённое положение в структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса часто вынуждает подростков прибегать к различным видам агрессии.

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что агрессия рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. При этом выделяется понятие агрессивности как психического свойства личности.

В ходе развития науки высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления.

Согласно фрейдовскому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально "запрограммированы" на подобные действия. Для А.Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. К.Лоренц, считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех живых существ. Согласно ситуативной теории, побуждение к агрессии у индивида возникает в результате переживания фрустрации. Теория социального научения утверждает, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Агрессивное действие – это намеренное поведение, следовательно, может контролироваться личностью, а склонность к ней снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической работе с населением.

На агрессивное поведение оказывают большое влияние индивидуально-личностные характеристики человека, такие как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки, склонность испытывать чувство стыда вместо вины.

Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты.

Ученые предлагают несколько классификаций агрессии, характеризуя ее виды по направленности, форме, силе и причине проявления. Так же выделяют патологическую агрессию – возникающую в результате потери контроля над своими действиями или вследствие патологии различных сфер психики.

Характеризуя особенности агрессивного поведения детей, психологи отмечают, что характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями - каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности, ее развитию. Важную роль здесь играет среда развития, особенно семейное окружение.

Страницы: 1 2


Эмоциональное и морально-нравственное развитие
По темпераменту Л – холерик. В целом, эмоционально Л очень дисциплинирован, он контролирует свои эмоции и поведение. Однако проявления его темперамента обнаруживают себя в прямолинейности в отношениях с людьми, настойчивой решительности, находчивости в спорах, порой в быстрой, со сбивчивыми интонациями речи, иногда он ведет себя как заб ...

Личность (определение, периоды становление, признаки зрелости)
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. Этапы становления личности: Кризис - это становление личности. Первый этап кризиса - младенческий, который проявляется в возрасте от 3 до 7 лет. Когда происходит становление личнос ...

Теория п.в. симонова
Информационная теория эмоций основана на Павловском направлении в изучении высшей нервной деятельности мозга. Павлов открыл ключевой механизм, благодаря которому в процессе условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций. ...