В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию психологической природы индивидуальности и индивидуально-психологических особенностей личности; проблему влияния структуры семьи на развитие индивидуально-психологических особенностей подростков. www.pguides.ru
2. Экспериментально проверить гипотезу о том, что подростки из неполных семей по своим индивидуально-психологические особенностям отличаются от подростков из полных семей.
3. Составить и апробировать коррекционную программу по устранению нарушений во взаимоотношениях родителей и детей в неполных семьях.
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
- общие теории личности и индивидуальности: А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона и Б. Скиннера, Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко;
- работы авторов, которые изучали семью и семейные отношения: И.М. Балинский, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования:
- теоретический анализ философской и психологической литературы по проблеме исследования;
- сбор эмпирических данных по методикам:
- констатирующий и формирующий эксперименты;
- диагностические методы;
- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Первый этап (май – декабрь 2009 г.) - анализ научных публикаций по проблеме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; определение гипотезы и методов исследования; анализ существующих методических приемов, позволяющих диагностировать индивидуально-психологические особенности личности; проведение пилотажного этапа исследования.
2. Второй этап (январь – март 2010 г.) включал в себя проведение экспериментального исследования, количественный и качественный анализ полученных данных, разработку и проведение коррекционной работы.
3. Третий этап (апрель – май 2010 г.) - качественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики; обобщение результатов, а также окончательное оформление выпускной работы.
Организация исследования. Экспериментальное исследование было проведено в отделении социальной помощи семье и детям ГБУ Центр социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани. В нем участвовали подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, обслуживающихся в данном центре.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная система специально организованных коррекционных занятий позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений; теоретической аргументацией и апробацией методик на различных этапах исследования; репрезентативностью выборки; системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; строгой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами осуществляемого исследования; количественным и качественным анализом полученных данных, а также математической обработкой результатов исследования.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на педагогическом совете Центра социального обслуживания населения «Таяныч» г. Казани; заслушаны на научно-практической конференции студентов специальности «Психология» филиала РГСУ в г. Чебоксары «Современные тенденции профессионального развития будущего психолога и педагога» 17 марта 2010 г.; опубликованы в Сборнике научно-исследовательских разработок студентов филиала РГСУ в г. Чебоксары.
Эмоции и развитие личности
Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоции и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоций. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт ( или порогов ) к различным эмоциям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящ ...
Формирование эстетики поведения и общение,
нормализация отношений в подростковой среде как социально-педагогическая
проблема. Социально-психологические
основы эстетического воспитания подростков
Современное образование, как один из социально-культурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, когда воспитание человека как носителя эстетических ценностей, норм и правил приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся бездуховностью общества, ростом прагматических тенденций во взаимоотношениях людей, сн ...
Приложения
Приложение 1
Инструкция:
Вам предлагается 10 утверждений и 5 вариантов ответов. После каждого утверждения поставьте крестик в одной колонке, соответствующей вашему согласию или несогласию с этим утверждением.
№
п/п
Утверждение
Наверняка нет
Скорее нет
Затрудняюсь ответить
Пожалуй да
Безусловно да
1
Из- ...
Разделы