Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Основными задачами ПМПК являются:
— раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;
— определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
— подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также — лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
— разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
— формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
— использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
— стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Обеспечение диагностико-коррекционного процесса осуществляется педагогическими работниками: специалистами в области коррекционной педагогики, дефектологии (олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогики, логопедии), социальной педагогики; психологами: специалистами в области специальной психологии, клинической (медицинской) психологии; медицинскими работниками: специалистами в области психиатрии, неврологии, офтальмологии, сурдологии, ортопедии и др., а также другими педагогическими, медицинскими работниками, психологами, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности ПМПК.
Медицинское обследование детей и подростков с отклонениями в развитии обеспечивается штатными или специально закрепленными за ПМПК органами управления здравоохранением медицинскими работниками.
Направление несовершеннолетних в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования несовершеннолетнего в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии. Предварительная запись ребенка на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК следующих документов:
— свидетельства о рождении ребенка (предъявляется);
— копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), копий заключений специалистов ПМПк (представляются, только если ребенок обучается и/или воспитывается в образовательном учреждении);
— подробной выписки из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда), наблюдающих ребенка в детской поликлинике по месту жительства. При необходимости получения дополнительной медицинской информации ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка;
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задач исследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когда вопросы ...
Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выгодским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные - имеют характер психического недоразвития и ...
Результаты экспериментального исследования. Описание и
анализ результатов констатирующего этапа исследования
Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице.
Таблица 1
Сводная таблица результатов диагностического исследования
№
Имя Фамилия
Методики
1
2
3
4
1
Алина М.
высокий
средний
высокий
высокий
2
Антон С.*
низкий
низкий
средний
низкий
3
Светлана М ...
Разделы