Материалы » Социально-психологическая деятельность по коррекции агрессивного поведения у подростков » Причины агрессивного поведения на разных стадиях подросткового возраста

Причины агрессивного поведения на разных стадиях подросткового возраста
Страница 1

Агрессивность

следует понимать как "свойственную личности черту характера, особенность нрава субъекта, обусловленную биологически-конституциональными особенностями и имеющую во многом важное эволюционное значение для выживания вида". Агрессия

"базируется на агрессивности и направлена на причинение физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира". Враждебность

, в отличие от агрессии и гнева, как поведенческого и эмоционального феномена, имеет в основе когнитивный компонент и представляет собой "длительное и устойчивое негативное отношение или систему оценок, применяемую к окружающим людям, предметам и явлениям" (С.Н. Ениколопов). Детская агрессивность

— это "биопсихосоциальный феномен, который в зависимости от уровня возрастного психического развития проявляется определенным стереотипом реакций или устойчивого поведения с совершением детьми и подростками осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные взаимоотношения ребенка с окружающим его миром". Выделяется девиантная, делинквентная и криминальная формы агрессивного поведения подростков (5, 221-222).

Проявления агрессии у подростков крайне разнообразны — от оппозиционно-вызывающего поведения до физического насилия и крайних проявлений жестокости и садизма, наблюдающихся при психической патологии. Систематическая физическая агрессия у подростков с расстройством поведения в большинстве случаев сочетается с другими видами агрессии — вербальной, разрушением собственности, самоповреждениями, зоосадизмом, вандализмом у мальчиков и агрессивным фантазированием у девочек (P.M. Масагутов) (10, 19). В зарубежных исследованиях широко пользуются терминами косвенной и открытой агрессии провели разграничение между реактивной ("импульсивной-враждебной-аффективной") и проактивной ("контролируемой-инструментальной-хищнической") агрессией подростков. В то же время идея разделять эти виды агрессивного поведения не нова. Так, реактивная агрессия близка к понятию "импульсивной", а проактивная — к "преднамеренной" агрессии. Реактивная агрессия у подростков обычно провоцируется окружающими и часто коррелирует с низким статусом среди сверстников и виктимизацией с их стороны. Проактивная агрессия — попытка доступа к ресурсам (объекту, привилегиям, территории). Она связана с деструктивным поведением, но положительно коррелирует с лидерством и наличием чувства юмора. В то же время у некоторых детей могут встречаться оба типа агрессии. Проактивная агрессия у мальчиков предсказывает в будущем делинквентность, употребление психоактивных веществ, оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения. Реактивная агрессия также представляет определенный риск для негативных последствий, поскольку ассоциируется с изоляцией, отвержением сверстниками, импульсивной природой и коморбидностью с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Вполне вероятно, что проактивная и реактивная агрессия могут представлять различные пути формирования антисоциального поведения. В целом выделение различных форм агрессии у подростков оправдано не только клиническими особенностями, но и их взаимосвязанностью с определенными психическими нарушениями, а также их прогностической значимостью (11,81-83).

Известно, что наиболее яркое проявление открытой физической агрессии у подростков — участие в драках. С возрастом частота участия в актах физической агрессии уменьшалась. Агрессивные фантазии, жестокие игры и увлечения, уродование кукол, встречающиеся в детском возрасте, могут служить проявлением патологических влечений с частичной или символической реализацией (И.Г. Морозова) (1, 202). Весьма специфично для подросткового возраста такая форма агрессии, как жестокое отношение к животным. Некоторые авторы отрицают существование значимой связи между зоосадизмом и антисоциальным поведением. Одна из наиболее распространенных форм подростковой агрессии — аутоагрессия.

Лонгитюдные исследования показали возрастную последовательность возникновения у детей "оппозиционно-вызывающего поведения", а позднее "расстройства поведения". К 11 годам нарастает склонность к насилию, а к 13 годам учащаются эпизоды воровства и побегов из дома. Сочетание оппозиционно-вызывающего расстройства с систематической физической агрессией надежно предсказывает формирование расстройства. Почти половина молодых делинквентов воздержатся от криминальной активности после 18 лет. Именно поэтому многие исследователи предпринимают попытки выделить специфические подтипы агрессивного поведения или клинически значимые подгруппы агрессивных детей. Такие классификации базируются на коморбидности агрессии с другой дисфункцией, учитывают возраст начала поведенческих нарушений, а также связаны с функциональными, биологическими, интрапсихическими или личностными критериями.

Страницы: 1 2 3 4


Эмпирическое исследование. Описание методик и процедура исследования. Шкала социальной желательности Кроуна–Марлоу
Уровень социальной желательности определялся с помощью личностного опросника, разработанный Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. Тест состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несоглас ...

Атрибуты личности. Воля
Воля— свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, ...

Результаты и интерпретация исследования
Наличие или отсутствие связи между социальной желательностью (20 – пунктовой методики) и личностными характеристиками выявлялось при помощи непараметрического коэффициента корреляция Спирмена, вычисляемого по формуле: , где d – разница между рангами n – количество испытуемых В результате проведения исследования мы получили следующие ...