Групповые процессы
Страница 1

Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения. О них мы тоже будем говорить подробно.

Система групповых ожиданий — принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. Однако нелегко найти в литературе его четкое определение. Воспользуемся размышлениями Т. Шибутани над этой проблемой: « .Люди редко бывают изолированы и редко действуют как независимые агенты. .Даже если человек физически находится один, он часто принимает в расчет то, какой, вероятно, будет реакция других людей, если они узнают, что он делает . Человеческое поведение организуется в ответ на экспектации, которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий — это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации».

Чем, по сути, являются экспектации по поводу ожиданий других: атрибуциями конкретных членов группы, с помощью которых они снимают для себя ситуацию неопределенности, или некоторыми обобщениями, имеющими отношение к реальным мнениям других участников группы? Исследования показывают, что имеющиеся у человека представления о том, чего от него ждут другие члены группы, часто соответствуют действительности. И объясняется это тем, что в основе групповых ожиданий и тех представлений, которые есть - по поводу них у отдельных членов группы, лежат групповые нормы.

Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы — это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы. О нормах, нормативности и ее влиянии на статус человека в группе — разговор впереди. Сейчас подчеркнем лишь тот факт, что все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с духом и с буквой группового закона — социальных норм. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность: «веду себя как все, считаю как все». Это же при определенных обстоятельствах ведет к групповому застою, создает трудности на пути развития группы. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов. И еще один важный момент, связанный с нормами. В большинстве своем они регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически.

Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций.

Страницы: 1 2


Экспериментальное исследование влияния социально-психологического статуса подростка в группе на агрессивность поведения. Методы, процедура и объект исследования
Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как: 1. Опросник Басса-Дарки - предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Испытуемым было предложено 75 утверждений, на которые надо было ответить «да» или «нет». Ответы о ...

Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса. Результаты исследования стресса
В данной работе мы использовали методику выявления степени подверженности стрессорным воздействиям, составитель которой Е.А. Тарасов (17, 18). Цель данной методики: выявление степени подверженности стрессам и их вредоносных последствий. Испытуемым необходимо ответить на 20 вопросов теста, давая один из четырёх возможных вариантов ответ ...

Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
Экспертная система "Лонгитюд". Назначение. Экспертная система "Лонгитюд" дает возможность: ¾заметить проблемы в развитии ребенка задолго ДО ТОГО, как они станут явными, ¾ребенку пройти полноценное психологическое обследование в естественных условиях, ¾а его родителям - узнать, чем СЕЙЧАС нужн ...