Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVII в. термин «группа» (от итальянского groppo, gruppo) использовался художниками и скульпторами для обозначения такого способа компоновки изобразительного материала, при котором фигуры, образуя доступное взору единство, производят целостное художественное впечатление. В XVIII в. это слово широко распространяется как указание на возможность объединения некоторого числа однородных неодушевленных объектов и начинает употребляться для наименования реальных человеческих общностей, члены которых обладают каким-либо отличающим их общим признаком.
Понятие «социальная группа» интернационально по своей природе; оно имеет давнюю традицию разработки и применения, как в западных, так и в отечественных областях человеке - и обществознания. А. И. Донцов выделяет 3 важных момента, связанных с эволюцией слова «группа» и его превращением в научное понятие:
- в XVIII в. термин начинает использоваться в европейских языках для обозначения реальных человеческих сообществ, члены которых могут быть объединены некоторым общим признаком;
- во 2-й половине XIX в. реальность, обозначаемая этим термином, становится объектом изучения особой науки — социальной психологии;
- в 10—20 гг. XX в. основным объектом изучения социальной психологии становится малая группа — сообщество, в которое человек включен непосредственно самим ходом жизнедеятельности. Понятие группы входит в активный лексикон каждого социального психолога.
Общение в контексте конкретной группы, личностные изменения, происходящие под влиянием социального окружения, сама группа как субъект целенаправленной активности — это наиболее значимое содержание социальной психологии как научной дисциплины с первых лет ее существования. Если вопросы общения интересовали социальных психологов как организаторов определенной практики, то, как ученые, исследователи они всегда были верны группе. В отдельные эпохи и в конкретных научных парадигмах социальная психология и групповая психология мыслились как синонимы.
Однако потребовалось целое столетие, пока явление, обозначаемое словом «группа», стало предметом широкого и осознанного научно-психологического интереса.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Особенности тревожности у
детей младшего школьного возраста. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности
в обучении
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.
Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что чел ...
Пути решения конфликта
Обычно в практике работы организаций и отдельных людей в условиях конфликта выделяют такие типичные ошибки.
1) запаздывание в принятии мер по собственно урегулированию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего принимаются меры по уходу от конфликта или его силовому «разрешению»);
2) попытка «разрешить» конфликт без выяснения ...
Возрастные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений ...
Разделы