Ролевая игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Опыт занятий с детьми с тревожностью и страхами доказал преимущество индивидуальных занятий. Так как в первую очередь в работе с такими детьми необходимо достижение эмоционального контакта между ребёнком и психологом. При наличии эмоционального контакта и атмосферы доверия на занятиях, «ведущим» в работе становится ребёнок, который в сущности сам указывает на свои страхи и подсказывает причины, по которым эти страхи возникают. Психологу остаётся обеспечивать поддержку ребёнку, как со своей стороны, так и со стороны родителей и педагогов в его работе со страхами и тревогой. Все методы работы, применяемые в данном случае (такие как рисование, игра, лепка, сказка и т.д.) – прекрасно известные ребёнку занятия, знакомые ему с самого маленького возраста. Дети интуитивно находят способ одержать победу над своим страхом, психолог в этой ситуации выступает как помощник, который мало помалу отступает на второй план. Ведь в сущности наша задача не искоренить страх (что очень трудно сделать, так как мы уничтожаем только верхнюю часть айсберга), а помочь ребёнку выбрать способ справиться со страхом и тревогой, в каком бы обличье они не являлись ему. Поэтому работа психолога в этом ключе постепенно должна быть сведена к роли «второй скрипки».
Ключевой момент в работе с тревожностью и страхами ребёнка – просветительские и консультативные беседы с родителями и педагогами. Родители зачастую не придают значения своим словам и поступкам, не замечая, как они выглядят со стороны. Так, в приведённом случае, ребёнок боялся «омоновцев», но страх появился не сразу – сначала он увидел их по телевизору и не смог понять, на чьей они стороне, а родители, будучи заняты своими делами, отмахнулись от ответов на вопросы ребёнка. Застенчивый и тревожный ребёнок не станет обращаться за разъяснением к кому бы то ни было другому, таким образом, ему не остаётся более ничего, кроме как самому отнести данный объект к какой-либо группе (это всё-таки менее страшно, чем неизвестность).
На всякий случай, ребёнок относит все неизвестные объекты к группе «потенциально опасные», так рождаются новые и новые страхи. Когда же ребёнок на занятиях чувствует доверительный характер беседы, у него вновь появляется потребность обсуждать непонятные для него вещи и эти «потенциально опасные объекты» становятся уже не такими страшными для него. Таким образом, просветительские беседы с родителями необходимы, чтобы показать им механизм образования страхов со стороны и доказать необходимость обеспечения ребёнку доверительной атмосферы дома.
Случается, что родители противятся работе психолога, даже если инициатива диагностики ребёнка исходила именно от них. Конечно, это происходит не явно, на консультациях родители соглашаются с рекомендациями, проявляют беспокойство за эмоциональное состояние ребёнка, но в реальности не делают ничего, чтобы помочь ему справиться со своей тревогой. В этом случае родители извлекают своеобразную выгоду из такого положения дел. Так, например, называя своих детей «детьми индиго», они тем самым подчёркивают их исключительность, как бы убеждая самого себя в необычности своего ребёнка. Или запугивая своего тревожного ребёнка рассказами про жестокие драки старшеклассников, обеспечивают себе спокойствие, зная, что ребёнок будет тихо вести себя в школе и на перемене не будет отходить от учителя. В таком случае вопрос уже стоит в том, чтобы работать сначала исключительно с родителями, а потом уже с детьми. Поскольку без поддержки родителей работа с детскими страхами сводится к нулю.
Механизмы памяти
ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и п ...
Раздел 2
2.1. Восприятие – это не пассивное отражения реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего, его собственной теории личности, присущего ему способа понимания других людей и ег ...
Словесный портрет с элементами первого впечатления
В качестве испытуемого я выбрала молодого человека, с которым знакома лишь поверхностно, но который кажется мне очень интересным. Мое самое первое впечатление о нем было весьма ярким. Я случайно попала в компанию, где была новичком.
Первая наша встреча произошла в институте, в период учебной деятельности. При знакомстве молодой человек ...
Разделы