Заключение
Страница 1

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, достаточно сложна и настолько велика, что и решению это проблемы – нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора, данное исследование не будет терять свою актуальность и в дальнейшем.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические основы проблем нравственного развития личности на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ж.Пиаже, Л.Кольберга, П.Айзенберг, Д.Реста, К.Гиллиган, Д.Кребса, Э.Хиггинс, Э.Туриэля, К.Хслкама, Л.И.Божович, С.Г.Якобсон, Б.С.Братуся, С.Н.Карповой, А.И.Подольского, Е.В.Субботского и др. Также в теоретической части нами была раскрыта структура нравственно развития и влияния развития личности на ситуацию морального выбора.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

По данным нашего исследования, мы установили, что уровень осознанности морального выбора зависит от возраста испытуемых, от ценностных ориентации личности.

Таким образом, гипотеза исследования о том, уровень осознанности морального выбора зависит от нравственного развития личности, подтвердилась.

Методика оценки уровня развития морального сознания

– Дилеммы Л. Колберга

Методика предназначена для оценки уровня развития морального сознания. Для этого Л.Колберг сформулировал девять дилемм, в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня.

Тестовый материал

Девять гипотетических дилемм

Форма А

Дилемма Ш. В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.

1. Должен ли Хайнц украсть лекарство?

а. Почему да или нет?

2. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным). Хорошо или дурно для него украсть лекарство?

а. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным.) Почему это правильно или дурно?

3. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство?

а. Почему да или нет?

4. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?)

а. Почему да или нет?

5. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого?

а. Почему да или нет?

6. (Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого.) Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное?

а. Почему да или нет?

7. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого?

а. Почему да или нет?

8. Воровать - противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении?

а. Почему да или нет?

9. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону?

а. Почему да или нет?

10. (Этот вопрос включен, чтобы выявить ориентацию субъекта и не должен считаться обязательным.) Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу?

а. Почему?

(Вопросы 1 и 2 Дилеммы III1 не являются обязательными. Если вы не хотите использовать их, читайте Дилемму III1 и ее продолжение и начинайте с вопроса 3.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие познавательной сферы
Восприятие в раннем возрасте остается синкретичным и расплывчатым. Узнавание предметов осуществляется по какому-либо случайному, яркому признаку, детали. Это проявляется в том, что ребенок часто рассматривает картинки, фотографии "вверх ногами". Восприятие развивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в хо ...

Интерпретация полученных данных
Строим гистограмму, на которой отмечены процентные показатели по каждому варианту ответа на каждый вопрос анкеты и сверяем их с данными в таблице распределения супружеских ролей в моделях традиционного и современного брака. Таблица 2.1. Распределение супружеских ролей в моделях традиционного и современного брака Брак традиционны ...

Изучение неформальной структуры межличностных отношений
Изучение неформальной структуры межличностных отношений проводилось при помощи социометрической методики. Нашей целью являлось выявление статуса подростков по 5 критериям: интеллектуальный статус, деловой статус, эмоциональный статус, коммуникативный статус, общий статус. Результаты исследования представлены в таблицах 16 – 31 и таблица ...